курс «основы фотографии»

Конспект | знакомство со студией

Преподаватель Евгений Дёмшин
Знакомимся со студийным оборудованием:
импульсными приборами, светомодифицирующими насадками и стойками.
Техника безопасности при работе в студии. Особенности выбора экспопары при
работе с импульсным светом.
Студийное оборудование
Преимущество съёмки с доступным светом от окна или с источниками постоянного света в том, что мы видим световой рисунок до того, как кадр сделан. Но свет от окна ограничен в модификации: изменить его яркость, направление и жёсткость в широких пределах невозможно. Постоянные источники света позволяют создавать нужное освещение, но громоздки и потребляют много энергии. Их применяют в кинематографе.
Обратите внимание на количество осветителей в титрах голливудских блокбастеров. Для управления такими махинами нужна целая команда.
Полный контроль над освещением, мобильность и энергоэффективность возможны при использовании импульсного света. Импульсные источники света (студийные вспышки) состоят из двух ламп — лампы-вспышки и лампы постоянного света до 300 Вт (или пилотный свет, «пилот» необходим для оценки светотеневого рисунка до съёмки).
1— лампа пилотного света, 2 — лампа импульсного света
Параметры импульсных источников света
Главная характеристика студийных вспышек — мощность импульса, она измеряется в джоулях (Дж). Мощности прибора от 100 Дж до 250 Дж достаточно для любой портретной или предметной съёмки в небольших помещениях. Для студий площадью в 100 кв. м., подойдут источники до 500 Дж. Этой мощности достаточно для заполняющего освещения всей площади павильона. Для больших съёмочных площадок или уличной съёмки целесообразно использовать источники мощностью 1000 Дж и выше. Одно из преимуществ мощных приборов — малое время перезарядки при их использовании в режиме неполной мощности. Для удобства управления мощность приборов регулируется в стопах экспозиции.

Импульсные источники, как и накамерные вспышки, имеют световую температуру в 5500K — 6000K, в зависимости от модели и производителя. Поэтому при их использовании рекомендуется установить баланс белого «вспышка» или выставить точное значение в кельвинах, если такая функция есть в камере.

На рынке представлены модели разных производителей: от бюджетных Raylab до дорогих Profoto. В студиях, доступных для аренды, чаще всего приборы среднего ценового сегмента: Hensel, Bowens, Elinchrom. Эргономика органов управления зависит от производителя, но функционально они отличаются мало.
Органы управления моноблоков Bowens Gemini R
  1. Рукоятка изменения мощности с шагом в 1 ступень.
  2. Индикатор текущей мощности прибора.
  3. Рукоятка изменения мощности с шагом в 0,1 ступень.
  4. Кнопка «Тест».

Задняя панель моноблоков Bowens Gemini R
  1. Разъём для подключения к сети.
  2. Кнопка включения/выключения прибора.
  3. Разъём для подключения к портативной батарее.
  4. Разъём подключения синхронизатора.
  5. Переключатель режимов работы пилотного света.
  6. Включение/выключение индикации готовности прибора приказанием пилотного света.
  7. Включение/выключение звуковых сигналов.
  8. Включение/выключение фотоловушки.
Способы синхронизации и настройка камеры
Синхронизация камеры и прибора
Синхронизаторы бывают разных производителей. Основная характеристика — уверенный приём и дистанция срабатывания.
Чтобы студийные вспышки срабатывали синхронно с открытием затвора, используют радиосинхронизаторы. Передатчика два: один подключается к вспышке, другой устанавливается на камеру. В момент спуска затвора сигнал передаётся на прибор и вспышка срабатывает синхронно с открытием затвора.

Синхронизаторы должны быть в студии и не требуют дополнительной настройки.
Синхронизация приборов между собой
Если в световой схеме задействуется больше одной вспышки, то для синхронного запуска всех приборов используют встроенные в приборы фотоловушки. Ловушка чувствительна к яркому импульсу света и при срабатывании вспышки, подключённой по синхронизатору, запускает прибор. Задержки при срабатывании не происходит. Вспышка, срабатывающая от радиосинхронизатора, называется ведущей. Она запускает остальные вспышки, поджигающиеся по фотоловушке, — ведомые.
Выдержка синхронизаций
Для работы со студийными вспышками важно понимать различие между тем, как выдержка и диафрагма контролируют свет. Выдержка контролирует постоянный свет (дневной свет, лампы). Длительность выдержки не влияет на экспозицию импульсного источника света.

Длительность импульса вспышки составляет от 1/800 в бюджетных моделях до 1/2500 секунды и выше в профессиональных приборах. Пока выдержка длиннее времени импульса, она не оказывает влияния на экспозицию кадра. Но короткие выдержки не подходят для съёмки со студийной вспышкой. Дело в особенности конструкции щелевого затвора. При выдержках короче, чем время синхронизации, затвор полностью не открывается. Это значение зависит от модели камеры, посмотрите в инструкции «выдержка синхронизации». Выдержка в 1/125 секунды подходит для любой камеры. Выдержки короче времени синхронизации отрабатываются движением щели вдоль матрицы камеры, образованной передней и задней шторками затвора. В результате, в момент срабатывания импульса, экспонируется узкая полоска матрицы и снимок получается частично освещённый, частично нет.
На верхнем графике показан принцип работы студийных вспышек на выдержке синхронизации, когда затвор камеры полностью открывает матрицу камеры. На нижнем графике показана работа при скоростной синхронизации, когда импульс вспышки срабатывает всё время движения щели затвора вдоль матрицы. Скоростной синхронизацией обладают генераторные источники света.
Итак, при съёмке с импульсными приборами устанавливается «выдержка синхронизации», она не меняется. Значение ISO устанавливается минимальным для максимального качества снимков. А экспозиция контролируется диафрагмой или мощностью прибора. Съёмка ведётся в ручном режиме «M».
Светомодифицирующие насадки
Импульсные моноблоки — точечные источники света, мощные и маленькие по размеру. Свет жёсткий и распространяется во всех направлениях. Но жёсткость и направленность легко меняются светомодифицирующими насадками.

По характеру освещения насадки делятся на жёсткие и мягкие. Жёсткий свет характеризуется чёткими, глубокими тенями. Чем жёстче свет, тем меньше полутонов и оттенков он содержит. Мягкий свет, напротив, имеет мягкие растушёванные границы теней и содержит больше полутонов.

Чем больше площадь источника света, а также чем ближе он к снимаемому объекту, тем мягче свет на снимке. Поэтому визуально легко отличить жёсткие насадки от мягких: большие с рассеивающей тканью — мягкие насадки, а маленькие металлические — жёсткие.
Насадки жёсткого света
Рефлектор
Основная насадка студийных вспышек. Рефлекторы применяются как самостоятельно, так и в сочетании с другими насадками (зонтами, шторками, фильтрами). Задачи рефлекторов — ограничение светового потока по углу распространения и концентрация его в определённом направлении.
Фоновый рефлектор
Предназначен для освещения студийных фонов или другого заднего плана. Его задача — обеспечить равномерное распределение освещения и исключить попадание света в объектив камеры.
Портретная тарелка
Разновидность рефлектора. Благодаря круглой форме и дополнительному рефлектору, закрывающему лампу прибора, свет получается одновременно сконцентрированным и мягким. Поэтому насадку используют при съёмке портретов. На портретную тарелку могут устанавливаться соты или софт-насадки.
Тубус («спот»)
Насадка конической формы. Даёт возможность выставлять световые акценты, выделяя светом небольшую деталь сцены.
Насадки мягкого света
Софтбокс
Насадка прямоугольной формы, моделирующая мягкий рассеянный свет. Характер освещения софтбокса зависит от формы, размера и расстояния до модели.
Стрипбокс
Разновидность софтбокса, длина которого в несколько раз превышает ширину. Стрипбоксы используются для освещения моделей в полный рост, а также при съёмке крупных предметов. Стрипбоксы подходят для создания длинных и узких бликов на отражающих поверхностях. Например, бутылках.
Октобокс
Восьмиугольный софтбокс большого диаметра. Используется в качестве рисующего света для групповых портретов. В портретной съёмке даёт круглую форму бликов в глазах моделей.
Распространение света в пространстве
Интенсивность освещения при удалении от источника света меняется в соответствии с законом обратных квадратов. Мощность источника света в некоторой точке пространства обратно пропорциональна квадрату расстояния до этого источника света.

Разберёмся на примере. Модель стоит на расстоянии одного метра от источника света, который включён на полную мощность — 100%. Если модель отойдёт на метр дальше, дистанция до источника света составит два метра. Согласно закону, расстояние возведём в квадрат, обратное значение которого составит ¼. Значит, мощность света в новой точке упадет до ¼ или 25% от первоначальной.
Если мы снимаем модель, находящуюся близко к источнику света, то незначительное изменение расстояния приведёт к существенному изменению освещённости. Если модель стоит от источника в 4-х и более метрах, изменения в пару шагов не окажут существенного влияния на экспозицию.
Особое внимание расположению моделей нужно уделять при съёмке группового портрета. При близком расположении группы к источнику, разница положения людей в 20-30 см от источника приведёт к заметной разнице в освещённости на лицах. Но если группу расположить подальше от источника света, то все объекты будут освещены достаточно равномерно.
Техника безопасности
Студийное оборудование дорогое и тяжёлое. Неаккуратное обращение с ним приведёт к финансовым потерям или травмам. Соблюдая следующие рекомендации, вы убережёте себя от печальных последствий.
comments powered by HyperComments