курс «основы фотографии»

теория | репортаж

Преподаватель Евгений Дёмшин
Особенности жанра, суть профессии фотожурналиста и технические приёмы съёмки.
Журналистика (от фр. journaliste, из фр. journal, от лат. diurnalis, diurnalе — «ежедневное известие, весть») — рассказывает одним людям, как живут другие.
Фотожурналистика — использует фотографию как средство выражения мысли и повествования. Отличается от родственных жанров фотографии, документальной, уличной и фотографии знаменитостей, следующими свойствами:
1
Важна хронология развития событий
2
Честное, непредвзятое отображение происходящего
3
Сюжет фотографии связан с реально происходившими событиями

Сюжеты к которым обращается
репортаж

Злободневность
Катастрофы, конфликты, трагичные события. Такие сюжеты должны быть сняты и опубликованы день в день, так как быстро теряют актуальность в новостной ленте.

На примере ниже репортаж Малькольма Брауна о самосожжении буддистского монаха. Предпосылкой этой акции стало отношение официальных властей к буддистам. Согласно социологическим опросам первой половины XX века, от 70 до 90 процентов населения Южного Вьетнама составляли буддисты. В то же время президент страны Нго Динь Зьем принадлежал католическому меньшинству. Им были созданы условия для лёгкого продвижения католиков по гражданской и военной службе, они обладали преимуществом при распределении земель, деловых контрактов и налоговых послаблений. Часто преференции для католиков сопровождались дискриминационной политикой в отношении буддистов.

10 июня 1963 года работавшие в стране американские корреспонденты получили сообщение о том, что завтра напротив камбоджийского посольства произойдёт «нечто важное». Большая часть репортёров пренебрегла приглашением, так как к тому времени буддистский кризис продолжался уже более месяца. Утром в назначенное место прибыли несколько журналистов, среди которых были Дэвид Халберстем из The New York Times и Малькольм Браун.


Прежде чем закрыть глаза и узреть Будду, я почтительно прошу Президента Нго Динь Зьема о сострадании к народу страны и осуществлении религиозного равенства во имя сохранения силы родины навеки. Я призываю почтенных, преподобных, членов Сангхи и рядовых буддистов объединиться, чтобы принести жертвы в защиту буддизма
предсмертная записка Тхить Куанг Дыка
Я должен был взглянуть туда снова, но было достаточно и одного раза. Пламя исходило из человеческого существа, его тело медленно испепелялось и сморщивалось, его голова чернела и обугливалась. В воздухе присутствовал запах горящей человеческой плоти, люди сгорают на удивление быстро. Позади меня можно было услышать рыдания скопившихся вьетнамцев. Я испытал слишком сильный шок для того, чтобы плакать, был настолько сбит с толку, что не мог что-то записывать или задавать вопросы, был настолько озадачен, что не мог даже думать… Горя, он не дёрнул ни единой мышцей, не издал ни звука, его видимое самообладание находилось в резком контрасте с плачущими людьми вокруг него
Дэвид Халберстем, The New York Times
Значительность
Сюжеты затрагивающие вечные темы. Жизнь и смерть, отношение к инвалидам/животным, охрана окружающей среды, личные трагедии, борьба за права меньшинств.

Проект Нэнси Боровик посвящён родителям борющимся с раком. Супруги Хоуи и Лорел были женаты 34 года и в одно и то же время узнали, что у них рак. У Хоуи обнаружили рак поджелудочной железы, а у Лорел – рак молочной железы. Пара поддерживала друг друга на протяжении всей борьбы с болезнью, и не опускала руки.

Эта личная трагедия конкретной семьи понятна каждому, у кого есть семья.
По-настоящему можно оценить жизнь только тогда, когда понимаешь, что можешь умереть. Никто не хочет говорить о смерти, но это одна из немногих вещей, которая случится обязательно. Осознание этого помогло моей семье правильно использовать оставшееся время
Nancy Borowick, 2-ой приз WPP в номинации «Длительные проекты» 2016
Повседневность
Бытовые сюжеты повседневной жизни. Сюда можно отнести и коммерческие заказы: свадьбы, корпоративные мероприятия, городские праздники.

Я снимал премьеру оперы «Аида». В театре нельзя использовать вспышку. Приходится подстраиваться под существующее освещение. Сцена освещается мощными софитами и сюжеты на ней можно снимать на относительно низких значения ISO. Но закулисными или в зале очень тусклый свет и чувствительность приходится поднимать до предельных значений. Под каждой фотографией указаны параметры съёмки.
В свадебной фотографии сочетаются постановочные жанры и репортаж. Как это выглядит смотрите в моём портфолио на сайте — demshin.ru.

Как снимать репортаж

1
Провести исследование темы
Хорошая подготовка — залог успеха
2
Режим «Ниндзя»
Быть наблюдательным и не привлекать внимания к себе
3
Соблюдать этический кодекс
Уважать коллег, быть честным и смелым фотографом
4
Владеть визуальным языком
Осознано использовать технические и композиционные приёмы
5
Знать технику и приёмы съёмки
Уверено работать с камерой и светом в любых ситуациях

Исследование темы

Перед съёмкой репортажа проведите подготовку
1
Изучите расписание мероприятия
Поставьте в телефон напоминания о важных событиях, чтобы вовремя перейти на нужную точку съёмки. Секрет предвидения удачного момента в знании хронологии мероприятия.
2
Запомните важных персон в лицо
Держите их в поле зрения во время съёмки. Изучите краткую биографию и области интересов этих людей. Если получится найти время в расписании сделайте постановочный портрет. Заготовленные темы для разговора помогут установить контакт и расположить к себе человека.
3
Посетите место съёмки
Знание местности позволит прокладывать короткие маршруты между точками съёмки. Пройдитесь по локации накануне. Изучите освещение, можно ли работать с естественным светом. Если используются искусственное освещение, какого типа. Придётся использовать вспышки или нет.
4
Составьте Shoot List
Список обязательных точек, кадров и людей облегчит работу. Просто придерживайтесь намеченного плана. Если все позиции выполнены, экспериментируйте. Снимайте с длинной выдержкой, вспышкой, другими ракурсами и фокусными расстояниями.

Что снимать

Зритель составит впечатление о мероприятии только по вашим фотографиям. Скучные фотографии — скучное мероприятие. Можно и наоборот — скучное мероприятие снять так, что оно будет казаться интересным. Для этого разнообразьте кадры во время съёмки. Из каждой фотографии зритель должен узнать что-то новое.

Режим Ниндзя

Проявляйте искренний интерес к теме или объекту съемки. Будьте наблюдательны и следуйте плану, так вы не упустите важного кадра. Но не вмешивайтесь в происходящее и не привлекайте к себе внимание. При виде фотографа люди автоматически начинают позировать. Получить естественные эмоции не получится. И не будьте как бедолаги из этого видео.

Кодекс профессиональной этики фотожурналиста

Формально, кодекса российского фотожурналиста нет. Но существует кодекс пишущих журналистов и свод правил западных коллег. Из этого можно выделить перечень рекомендаций, которые желательно соблюдать снимая репортаж.
  • Предоставлять точную и всестороннюю информацию о событии/объекте съемки
  • Не пользоваться возможностями постановочной фотографии
  • Предоставлять при съемке событий полную информацию и контекст Избегать стереотипной подачи материала применительно к отдельным людям и группам людей. Не допускать в работе влияния собственных предубеждений
  • Относиться к объекту изображения с уважением. Проявлять особое внимание к уязвимым людям и сострадание к жертвам преступлений или трагедий. Вторгаться в моменты горя людей только в тех случаях, когда это оправдано и необходимо для нужд общества
  • Намеренно не способствовать изменению событий, не влиять и не изменять их ход
  • При редактировании сохранять целостность содержания и контекста фотографического изображения. Не манипулировать с изображениями, не добавлять и не изменять ничего, что может ввести в заблуждение зрителей или исказить объект изображения
  • Не платить источникам информации или объектам изображения и никаким образом не вознаграждать их материально за предоставление информации или участие
  • Не принимать подарки, услуги или денежные вознаграждения от тех, кто может быть заинтересован в определенном ракурсе подачи материала
  • Намеренно не мешать и не вредить работе других журналистов

Визуальный язык

На примере одного события сравним, как меняется восприятие сюжета от уровня мастерства фотографа. Сначала посмотрим снимки найденные в интернете.
Обрушение восьмиэтажного здания в городе Савар, Бангладеш.
24 апреля 2013 года, в результате катастрофы погибшими числятся 1129 человек, ранены около 2500 человек. Десятки извлечённых неопознанных тел были похоронены в общих могилах без идентификации личностей.

Катастрофа стала крупнейшим по количеству жертв обрушением здания в современной истории (за исключением обрушения Всемирного торгового центра в результате терактов 11 сентября 2001 года).

Накануне происшествия, 23 апреля, на фасаде здания были обнаружены крупные трещины, и было приказано эвакуировать из него людей и закрыть все находящиеся в здании учреждения. Приказу подчинились банк и почти все магазины Рана-Плазы, находящиеся на нижних этажах, в то время как одёжные предприятия продолжили работу.
DEATH TRAP — серия о событиях этой ужасной трагедии
ФОТОГРАФ АБИР АБДУЛА
Где смотреть хороших авторов

Визуальная стилистика

Разделение условно и в других источниках можно встретить иные названия, но критерии останутся прежними.
Dedpan
Шарлотт Коттон, куратор и исследователь фотографии, ввела термин deadpan — описывающий отстраненную, неэмоциональную фотографию, снятую по определенным правилам:

  • Не является репортажем в чистом виде. Фиксация реальности с элементами постановки
  • Качественное техническое исполнение
  • Отстраненность взгляда, статичность
  • Затрагивает глобальные (значительные) темы
  • Не имеет четкого сюжета и хронологии повествования
КАДЕТЫ
Паоло верзоне
Портреты кадетов самых престижных военных академий Европы. Эти учебные заведения на протяжении веков поддерживали традиции солдатской чести и дисциплины. Будущие молодые офицеры выносят из стен не только знания о тактике боевых действий, но и ощущение наследия великих полководцев, бывших выпускников. Несмотря на то, что эти академии глубоко связаны с идеями нации и родины, в современной Европе они также обеспечивают общую безопастность и делают границы государств прозрачными.
ПОБОЧНЫЕ ЭФФЕКТЫ
Каспер ковальски
Документальный проект о сложной взаимосвязи между людьми и природой. Фотографии были сняты с параплана или гироплана, примерно в 150 метрах над землей, в основном в районе Гдыни, в Польше, где живет Ковальски. В этой работе фотограф исследует ответы на вопросы: Какова естественная среда обитания людей? Это нетронутый, девственный пейзаж или это пейзаж, изменённый и адаптированный к потребностям человека?
Inside
  • Классический репортаж
  • Важен момент и сюжет в кадре, техничность исполнения на втором плане.
  • Вовлеченность зрителя
  • Затрагивает локальные события, сюжеты
  • Четкая хронология повествования
Мэгги
Sara Naomi Lewkowicz
Фотограф Сара Наоми рассказывает историю Мэгги и её семьи. Она стала жертвой жёстокого нападения ее бойфренда. Шейн провёл большую часть своей жизни в тюрьме. Мэгги потеряла мать от передозировки наркотиков, когда ей было восемь лет. С отцом своих двух детей рассталась когда он отправился служить в Афганистан.

Сара встретила эту пару на фестивале и попросила разрешения документировать их семью. На первый взгляд их отношения выглядели милыми. Вся эта идиллия закончилась в одну ночь, после посещения бара. Шейн начал флиртовать с официанткой в присутствии Мэгги. Ей это не понравилось и она ушла. Вернувшись в дом, Шейн начал кричать на Мэгги. Вскоре крики переросли в физическое насилие.

Шейн напал на Мэгги, бросив в неё стул, толкнул к стене и начал душить на глазах маленькой дочки Мэгги. После этого Сара позвала соседей по дому и вызвала полицию. Она продолжала фотографировать как Шейн бьёт Мэгги.

После задержания Шейна, Мэгги переехала на Аляску, чтобы быть с отцом её детей. Мэгги попросил Сару не останавливать работы над проектом и рассказать её историю. Она считает, что фотографии могли бы помочь кому-то другому.

Технические особенности съёмки репортажа

Снимать с естественным светом от больших окон или на открытом пространстве одно удовольствие. Легко прогнозировать результат и подбирать экспопару. Сложности возникают на съёмках в закрытых помещениях с искусственным освещением. Верхний свет отбрасывает неприятные тени на лицах, под глазами образуются «мешки». Тусклое освещение заставляет поднимать ISO. Избежать таких ситуаций можно используя вспышки.
В большенстве камер над видоискателем располагаетя встроенная вспышка. Она жёстко закреплена на камере и свет направлен прямо на объект съёмки. Прямой свет отбрасывает очень короткие тени. Объём же создаётся и светом и тенью. Чем длиннее тени, тем объёмней изображение. Поэтому фотографии снятые со встроенной вспышкой кажутся плоскими.
На Гавайях дважды в год случается явление, когда солнце оказывается в абсолютном зените, из-за чего тени падают строго вниз. В эти моменты неестественными становятся прямые вертикальные предметы, кажущиеся, словно, пририсованными в фотошопе. Местные жители прозвали это явление Lahaina noon («Жестокое солнце»). Это очень похоже на свет от встроенной вспышки.
Внешние накамерные вспышки имеют поворотную голову, вращая которую можно менять направление светового пучка. Чаще всего свет отражают от потолка. Импульс попадает на потолок, засвечивает обширную площадь.

Отраженный свет:
  • формирует на лицах обёмный свет
  • освещает большую площадь
  • мягче прямого света от вспышки
На левой фотографии вспышка направлена на лицо модели. На правой, в потолок.
Накамерные вспышки работают в двух режимах:
1
TTL — полностью автоматический режим. Перед кадром вспышка посылает предварительный импульс. Свет отражается от поверхности и попадает на экспонометр камеры. Строится прогноз необходимой мощности при текущих параметрах съёмкм. Во время отработки кадра вспышка посылает рассчитанный импульс. 90% ситуации можно снимать в режиме TTL.
2
М (Manual/Ручной) — мощность импульса устанавливается фотографом в ручную. Используется на вспышках не имеющих автоматического режима или, когда необходимо контролировать мощность импульса вручную.
Как сбалансировать вспышку и доступный свет
Чаще всего вспышку применяют при недостатке освещения. Ночью или в плохо освещенном помещении. Мощный импульс от вспышки перебивает тусклое освещение и фотография получается яркой. Но на улице или в большом помещении случается ситуация, когда ярко освещённый человек от вспышки стоит в окружении темноты. Камера подбирает экспопару при которой доступный свет не фиксируется, а мощности вспышки недостаточно для освещения все площади. Чтобы сбалансировать свет от вспышки с доступным освещением удлиняйте выдержку. Вспышка будет освещать человека, а задний план прорисуется доступным светом.
В лекции «Основы экспозиции» разобран принцип работы затвора камеры. Кратко, затвор состоит из двух шторок. Первая открывает матрицу для попадания света, а вторая закрывает, кадр снят. Вспышка может срабатывать сразу после открытия первой шторки или перед закрытием второй.
1
Синхронизация по первой шторке — мощный импульс вспышки «замораживает» движение в кадре. После чего экспонирование продолжается с естественным светом. Движущиеся объекты смазываются, создаётся впечатления движения в обратную сторону.
2
Синхронизация по второй шторке — экспонирование начинается с естественного света. Импульс вспышки срабатывает перед закрытием второй шторки. Сначала фиксируется движение под естественным светом, а конце объекты «замораживаются» вспышкой. Создаётся впечатления движения в прямом направлении.

Повествование в фотографии

Основные приёмы визуального рассказа разобраны в конспекте «Композиция». В этой части вспомним основные из них.
Меняйте планы и крупность
  • Общий план — показывает где мы находимся, и что происходит в этом пространстве.
  • Средний план — акцентирует внимание на деталях происходящего. Показывает конкретное действие. На среднем плане легко выделить главных действующих лиц.
  • Крупный план — нужен для выражения эмоций, а также как способ передачи диалогов. С его помощью рассказывают, что чувствует и о чём думает человек в кадре.

Перемещайтесь и ждите
Съёмка спортивных мероприятий или других динамично развивающихся событий может происходить двумя способами:
  • Если событие краткосрочно, свадебный танец жениха и невесты, а вам нужно снять его с разных ракурсов, то продумайте заранее наиболее удачные точки съёмки и перемещайтесь между ними.
  • Событие продолжающееся длительный период времени и понятное по хронологии, спортивный матч, можно снимать иначе. Занять точку съёмки и ждать пока в ней не произойдёт интересное событие. После перерыва перемещаться на новую позицию и снова ждать.
Увлекайте зрителя
  • Чтобы создать у зрителя ощущение присутствия на месте событий используйте широкоугольный объектив и подходите ближе к героям съёмки.
  • Если нужно создать впечатление подсмотренного сюжета, снимайте на телевик или через объект.
Рассказывайте историю в каждом кадре
Дольше всего разглядывают многоплановые фотографии. Старайтесь снимать на закрытых диафрагмах и следить за происходящим на переднем, среднем и заднем планах.
Домашнее задание
Снимите репортаж о любом семейном событии, например: совместный завтрак, ужин с друзьями, поход в кино, поездка на дачу или день рождения дедушки.
  • Нужно снять 8-10 фотографий рассказывающих историю.
  • Начните с подготовки и продумайте какие кадры нужно снять
  • Проанализируйте место событий. Какой свет и где наиболее удачные точки съёмки.
  • Каждый снимок должен рассказывать зрителю что-то новое.
  • Помните про техническое качество исполнения. Недопускаются смазы, если это не часть художественной задумки, промахи по экспозиции.
  • Используйте композиционные приёмы, осознанный выбор фокусных расстояний и технических решений при съёмке.
comments powered by HyperComments