КУРС «ОСНОВЫ ФОТОГРАФИИ» | ПРАКТИКА портрет

ПОРТРЕТ С ЕСТЕСТВЕННЫМ СВЕТОМ


Съёмка людей требует от фотографа навыков общения, умения расположить к себе человека. Под пристальным взглядом камеры модель чувствует себя некомфортно. Снять напряжение и создать расслабленную атмосферу — одна из задач портретного фотографа. Кроме того, необходимо держать под контролем технические параметры съёмки — экспозицию, композицию и свет, падающий на лицо модели. Нужно непринуждённо беседовать, а думать о деталях съёмки — это делает портрет одним из самых сложных жанров фотографии.
Съёмка людей требует от фотографа навыков общения, умения расположить к себе человека. Под пристальным взглядом камеры модель чувствует себя некомфортно. Снять напряжение и создать расслабленную атмосферу — одна из задач портретного фотографа. Кроме того, необходимо держать под контролем технические параметры съёмки — экспозицию, композицию и свет, падающий на лицо модели. Нужно непринуждённо беседовать, а думать о деталях съёмки — это делает портрет одним из самых сложных жанров фотографии.
Начнём с технических параметров. В лекции «Оптика» уже говорилось о нежелательном использовании широкоугольных объективов при съёмке портрета из-за искажений, которые они вносят в изображение. Однако иногда искажения уместны. Зависит от идеи снимка и черт лица модели.

Общим правилом является следующий выбор ФР и крупности съёмки:
  • 35 мм (~24 мм на кропе) — общий план и ростовой портрет
  • 50 мм (~35 мм на кропе) — ростовой и поясной портрет
  • 85 мм (~50 мм на кропе) — поясной и крупный портрет
Фокусные расстояния приведены для полноразмерной матрицы. В скобках указаны значения для матриц с кроп-фактором (имеющих меньший размер). Это значит, что для получения похожей крупности на кроп-матрице нужно использовать не 35 мм, а 24 мм. Вычислить ФР для кроп просто, нужно разделить значение для полноразмерной матрицы на кроп-фактор камеры.

Однако на 50 мм часто снимают крупнолицевые портреты. Искажения усиливают черты мужского лица, лицо становится более выразительным.
Начнём с технических параметров. В лекции «Оптика» уже говорилось о нежелательном использовании широкоугольных объективов при съёмке портрета из-за искажений, которые они вносят в изображение. Однако иногда искажения уместны. Зависит от идеи снимка и черт лица модели.

Общим правилом является следующий выбор ФР и крупности съёмки:
  • 35 мм (~24 мм на кропе) — общий план и ростовой портрет
  • 50 мм (~35 мм на кропе) — ростовой и поясной портрет
  • 85 мм (~50 мм на кропе) — поясной и крупный портрет
Фокусные расстояния приведены для полноразмерной матрицы. В скобках указаны значения для матриц с кроп-фактором (имеющих меньший размер). Это значит, что для получения похожей крупности на кроп-матрице нужно использовать не 35 мм, а 24 мм. Вычислить ФР для кроп просто, нужно разделить значение для полноразмерной матрицы на кроп-фактор камеры.

Однако на 50 мм часто снимают крупнолицевые портреты. Искажения усиливают черты мужского лица, лицо становится более выразительным.
© Алексей Суханов. На левой фотографии объектив 50 мм применён в соответствии с рекомендацией — поясной портрет. А на правой, на это же ФР, сделан портрет крупным планом. Искажения сделали снимок выразительным, нижняя челюсть стала более массивной.
© Алексей Суханов. На левой фотографии объектив 50 мм применён в соответствии с рекомендацией — поясной портрет. А на правой, на это же ФР, сделан портрет крупным планом. Искажения сделали снимок выразительным, нижняя челюсть стала более массивной.
На первый взгляд портрет — статичный сюжет, но используя объектив с ФР в 85 мм, легко получить смаз на выдержках в 1/60 секунды из-за микродвижений камеры. Поэтому рекомендуется использовать правило удвоения ФР объектива для выбора выдержки.
На первый взгляд портрет — статичный сюжет, но используя объектив с ФР в 85 мм, легко получить смаз на выдержках в 1/60 секунды из-за микродвижений камеры. Поэтому рекомендуется использовать правило удвоения ФР объектива для выбора выдержки.
Например

При съёмке портрета на объектив с ФР 50 мм, гарантию отсутствия смаза даст выдержка, равная удвоенному значению фокусного расстояния объектива. Значит, время срабатывания затвора должно быть не длиннее 1/100 секунды.

С объективом 85 мм безопасная выдержка будет равна 85х2=170, можно округлить до 1/160 секунды.
Например

При съёмке портрета на объектив с ФР 50 мм, гарантию отсутствия смаза даст выдержка, равная удвоенному значению фокусного расстояния объектива. Значит, время срабатывания затвора должно быть не длиннее 1/100 секунды.

С объективом 85 мм безопасная выдержка будет равна 85х2=170, можно округлить до 1/160 секунды.
Начинать съёмку нужно с обследования локации. Найти места с хорошим, объёмным светом и наметить план, где и как снимать. Затем переходите на первую точку и настройте камеру.
Начинать съёмку нужно с обследования локации. Найти места с хорошим, объёмным светом и наметить план, где и как снимать. Затем переходите на первую точку и настройте камеру.
  1. Подберите баланс белого под текущее освещение.
  2. Определитесь с параметрами экспозиции. Попросите модель встать на предполагаемое место съёмки и сделайте несколько тестов. Предупредите модель, что пока настраиваете камеру. Можно оставаться в покое. Можно умышленно затянуть настройку, чтобы дать модели привыкнуть к щелчкам затвора.
  3. Алгоритм выбора параметров зависит от желаемого результата:
    • Чаще всего при съёмке портрета задний план неважен, поэтому диафрагму открывают для уменьшения ГРИП.
    • Выдержку устанавливают, помня о правиле удвоения фокусного расстояния объектива.
    • Значение ISO минимально, насколько позволяют текущие условия освещения.
    • Если освещение на месте съёмки не меняется, удобно выбрать ручной режим (М). Вам потребуется выполнить настройки один раз, больше отвлекаться на это не придётся. Но не забудьте настроить экспозицию заново, если перейдёте в другое место или изменится освещение.
  1. Подберите баланс белого под текущее освещение.
  2. Определитесь с параметрами экспозиции. Попросите модель встать на предполагаемое место съёмки и сделайте несколько тестов. Предупредите модель, что пока настраиваете камеру. Можно оставаться в покое. Можно умышленно затянуть настройку, чтобы дать модели привыкнуть к щелчкам затвора.
  3. Алгоритм выбора параметров зависит от желаемого результата:
    • Чаще всего при съёмке портрета задний план неважен, поэтому диафрагму открывают для уменьшения ГРИП.
    • Выдержку устанавливают, помня о правиле удвоения фокусного расстояния объектива.
    • Значение ISO минимально, насколько позволяют текущие условия освещения.
    • Если освещение на месте съёмки не меняется, удобно выбрать ручной режим (М). Вам потребуется выполнить настройки один раз, больше отвлекаться на это не придётся. Но не забудьте настроить экспозицию заново, если перейдёте в другое место или изменится освещение.
Если съёмка ведётся в RAW формате (что это такое мы узнаем позже, на занятии по обработке) и планируется обработка в ч/б, то в настройках Picture Style выберете режим Monochrome. Изображение на экране камеры станет чёрно-белым, но информация о цвете будет сохранена — при обработке можно будет легко вернуть фотографию в цвет. Но если снимаете в Jpeg, то, переключившись в режим Monochrome, информация о цвете будет утеряна, вернуть изображение в цвет будет невозможно.

Кстати, я рекомендую установить значение Picture Style по умолчанию — Standart. В этом режиме цвета выглядят реалистично и выставлен нейтральный контраст. Если потребуется усилить насыщенность и контраст фотографии, это лучше сделать при обработке.
Прежде чем начать снимать, давайте поговорим о том, что предшествует съёмке. При подготовке необходимо встретиться с моделью и обсудить что, как и где планируется снимать. Подберите примеры из сети, как вы хотели бы снять. Обсудите образ, одежду, стиль (тут тоже помогут картинки). Побывайте на локации заранее в то же время суток, на которое запланирована съёмка. Изучите освещение и наметьте план. Даже если в день съёмки придётся отступить от плана, он станет отправной точкой, вам будет легче действовать.

Например, подборка фотографий для съёмки мужского портрета. Понятны примерный стиль и световое решение.
Прежде чем начать снимать, давайте поговорим о том, что предшествует съёмке. При подготовке необходимо встретиться с моделью и обсудить что, как и где планируется снимать. Подберите примеры из сети, как вы хотели бы снять. Обсудите образ, одежду, стиль (тут тоже помогут картинки). Побывайте на локации заранее в то же время суток, на которое запланирована съёмка. Изучите освещение и наметьте план. Даже если в день съёмки придётся отступить от плана, он станет отправной точкой, вам будет легче действовать.

Например, подборка фотографий для съёмки мужского портрета. Понятны примерный стиль и световое решение.
Начинать съёмку лучше с общих планов. Вы соблюдаете комфортную для модели дистанцию и не вторгаетесь в личное пространство. По мере того, как модель почувствует себя более уверенно перед камерой, меняйте ФР объектива и подходите ближе для съёмки крупных планов.

Кроме того, на общем плане больше возможности для движения и меньше заметны помарки по освещению и позе. Но следите за «мусором» на заднем плане, исключайте лишние элементы из кадра.
Начинать съёмку лучше с общих планов. Вы соблюдаете комфортную для модели дистанцию и не вторгаетесь в личное пространство. По мере того, как модель почувствует себя более уверенно перед камерой, меняйте ФР объектива и подходите ближе для съёмки крупных планов.

Кроме того, на общем плане больше возможности для движения и меньше заметны помарки по освещению и позе. Но следите за «мусором» на заднем плане, исключайте лишние элементы из кадра.
© Алексей Суханов. Приближайтесь к модели постепенно, уважайте личное пространство человека. Старайтесь менять условия освещения для каждой крупности, это сделает съёмку разнообразной. Если нужно снять крупный портрет, а времени мало — используйте прямой свет от окна, однородный фон и максимально открытую диафрагму.
© Алексей Суханов. Приближайтесь к модели постепенно, уважайте личное пространство человека. Старайтесь менять условия освещения для каждой крупности, это сделает съёмку разнообразной. Если нужно снять крупный портрет, а времени мало — используйте прямой свет от окна, однородный фон и максимально открытую диафрагму.
Чем крупнее план, тем больше требований к точности освещения на лице модели. Самый объёмный свет — боковой. Фронтальный свет из окна, наоборот, делает лицо плоским. Используйте промежуточные положения между этими двумя крайними точками для смягчения теней или, наоборот, для усиления контраста.

Следите за светом на лице модели. Ориентируйтесь по тени от носа. Она не должна соприкасаться с границей верхней губы. Если тень ложится на щёку, то должна быть короткой, либо объединиться с теневой стороной и образовать световой треугольник под глазом на тёмной стороне лица.
Чем крупнее план, тем больше требований к точности освещения на лице модели. Самый объёмный свет — боковой. Фронтальный свет из окна, наоборот, делает лицо плоским. Используйте промежуточные положения между этими двумя крайними точками для смягчения теней или, наоборот, для усиления контраста.

Следите за светом на лице модели. Ориентируйтесь по тени от носа. Она не должна соприкасаться с границей верхней губы. Если тень ложится на щёку, то должна быть короткой, либо объединиться с теневой стороной и образовать световой треугольник под глазом на тёмной стороне лица.
Нажимайте на паузу в разных местах ролика и анализируйте положение источника света. Обратите внимание, как меняется восприятие лица в зависимости от направления света.
Нажимайте на паузу в разных местах ролика и анализируйте положение источника света. Обратите внимание, как меняется восприятие лица в зависимости от направления света.

Для модификации естественного света пригодится лайтдиск или отражатель. Я рекомендую приобрести лайтдиск среднего размера — 1−1,5 м в диаметре с функцией 5 в 1.

  1. Рассеиватель — смягчать жёсткий солнечный свет.
  2. Чёрный флаг — отсекать свет и создавать тени.
  3. Отражатель — дополнительный источник света. Золотой даст тёплый свет, похожий на закатное освещение. Серебряный — жёсткий холодный свет. Белый — нейтральное смягчение теней.

Для модификации естественного света пригодится лайтдиск или отражатель. Я рекомендую приобрести лайтдиск среднего размера — 1−1,5 м в диаметре с функцией 5 в 1.

  1. Рассеиватель — смягчать жёсткий солнечный свет.
  2. Чёрный флаг — отсекать свет и создавать тени.
  3. Отражатель — дополнительный источник света. Золотой даст тёплый свет, похожий на закатное освещение. Серебряный — жёсткий холодный свет. Белый — нейтральное смягчение теней.
Чтобы избавиться от ощущения неестественности и постановочной фотографии, предложите модели выполнить любое простое действие: поправить рубашку, перевести взгляд в окно, взять в руки предмет со стола, пройтись, глядя то на вас, то мимо камеры и т. п.

Не описывайте каждую позу чёткими инструкциями. Лучше всего показать нужную позу на себе. Повторить за кем-то проще. Общайтесь с моделью, если нужны позитивные эмоции — рассмешите модель шуткой. Разучите несколько заготовок. Подбадривайте и хвалите модель, излучайте уверенность. Если есть возможность, включите музыку, подходящую для съёмки.

Планируйте время на съёмку с запасом, делайте больше дублей, разнообразьте планы, ракурсы, и свет на фотографиях.
Чтобы избавиться от ощущения неестественности и постановочной фотографии, предложите модели выполнить любое простое действие: поправить рубашку, перевести взгляд в окно, взять в руки предмет со стола, пройтись, глядя то на вас, то мимо камеры и т. п.

Не описывайте каждую позу чёткими инструкциями. Лучше всего показать нужную позу на себе. Повторить за кем-то проще. Общайтесь с моделью, если нужны позитивные эмоции — рассмешите модель шуткой. Разучите несколько заготовок. Подбадривайте и хвалите модель, излучайте уверенность. Если есть возможность, включите музыку, подходящую для съёмки.

Планируйте время на съёмку с запасом, делайте больше дублей, разнообразьте планы, ракурсы, и свет на фотографиях.
Книги по теме
Домашнее задание
Снять портрет человека с естественным светом, в котором необходимо повторить любое световое решение: съёмка против света (контровое освещение), боковой свет от окна или арки, мягкий свет от большого окна или в закатное/рассветное время.

Готовые фотографии загрузить в группу во Вконтакте, обсуждение «ДЗ Повтори свет» или в инстаграм с тегами #demshin_education #demshin_повторисвет»
Снять портрет человека с естественным светом, в котором необходимо повторить любое световое решение: съёмка против света (контровое освещение), боковой свет от окна или арки, мягкий свет от большого окна или в закатное/рассветное время.

Готовые фотографии загрузить в группу во Вконтакте, обсуждение «ДЗ Повтори свет» или в инстаграм с тегами #demshin_education #demshin_повторисвет»