Курс «Основы фотографии»

Практика | Натюрморт

Рассматриваем эволюцию изображений мира вещей: от выделения в самостоятельный жанр через золотой век голландской живописи и перерождение во второй половине XIX века к современным тенденциям в фотографии.
Натюрморт – произведение искусства: рисунок, живопись или фотография группы предметов. В английском языке Still Life – неподвижная жизнь. В классическом натюрморте изображаются, как правило, цветы, фрукты и другие виды пищи или мёртвые животные – отсюда «жизнь». Французский вариант nature morte – «натура мёртвого» или «мёртвая природа».

В настоящее время натюрморт изображает любые объекты, достаточно маленькие, чтобы быть представленными перед зрителем на столе.
Древний Египет
Люди изображали окружающие предметы на протяжении тысяч лет. Древние египтяне расписывали гробницы и храмы сюжетами подношений богам. Египтян не интересовала точность передачи перспективы и светотеневые переходы. Они не стремились к тому, чтобы вещи выглядели реалистично. Их целью было показать каждый предмет в его наиболее узнаваемой форме, обозначить, что каждый из этих предметов был.
Греция и Рим
Греческие и римские художники рисовали предметы более реалистично, чем египтяне. В музеях и архитектурных памятниках можно встретить мозаики и настенную роспись, на которых художники стараются передать светотеневой рисунок и оттенки объектов. Такие сюжеты имели исключительно декоративное назначение – ими оформляли ниши в домах, цветочными гирляндами обрамляли живописные полотна.
Первые натюрморты
Становление натюрморта как самостоятельного жанра начинается в 1500-х годах в Северной Европе. В средние века искусство служило христианству, иллюстрируя сцены из Библии. Художники в 1500-х и 1600-х годах, такие как Ян Ван Эйк и Караваджо, включали композиции предметов в изображение христианских сцен.
«Ужин в Эммаусе»
1601 год, Караваджо
XVII век
Расцвет жанра приходится на XVII век в среде Голландских и Фламандских живописцев. В это время популярными стали картины «Vanitas». Название относится к словам из Библии, где говорится: «vanity of vanities — all is vanity» («Суета сует – все суета»). Идея заключалась в том, что люди любят мирские удовольствия, то, что заставляет их чувствовать себя важными или богатыми, и всё же это ничего не значит, потому что время скоротечно, и человек уйдёт из этого мира, как и пришёл – ни с чем.


Натюрморты «Vanitas» были призваны напомнить, что люди не должны слишком привязываться к имуществу. Во всяком случае, художники всегда изображали дорогие и причудливые предметы, музыкальные инструменты и бокалы для вина, предметы для удовольствия. В сюжеты включались предметы, напоминающие о времени (такие как свеча или песочные часы) или о смерти (обычно черепа).
XIX век
Художники продолжали писать натюрморты, но они всё ещё считались менее важными, чем сцены из Библии. Предметная живопись служила для тренировки технических навыков художника.

Это изменилось в XIX веке с появлением импрессионистов. Теперь художники не были заинтересованы в создании фотореалистичной живописи – после изобретения фотографии в этом не было никакого смысла. Вместо этого начались эксперименты с цветом, формой и способом нанесения краски на холст, чтобы создавать прекрасные произведения сами по себе, в визуальной эстетике – не из-за символизма или сюжета. Величайшим из этих художников был Поль Сезанн. Он в одиночку поднял натюрморт к уважаемой художественной форме.
Абстракционизм
Последователи Сезанна развили идею не расписывать вещи в перспективе с одной точки зрения, а изображать плоскости из нескольких точек зрения, чтобы создать нечто более оригинальное и эффектное.

Например, Пикассо рисовал многочисленные натюрморты. В некоторых случаях трудно понять, какие объекты на них изображены. С этого момента начинается абстрактная живопись, в которой художник не рисует ничего реального, а просто создаёт привлекательные образы краской.
В фотографии
Ранняя фотография натюрморта в значительной степени черпала вдохновение из живописи, хотя более поздние фотографии подошли к жанру через призму современных художественных движений.

Фотографы, как и художники, часто обращались к натюрмортам по практическим соображениям. На неподвижных предметах удобно отрабатывать навыки работы с освещением и композицией. В течение ХХ столетия фотографы начали добавлять художественные штрихи к композициям натюрморта, используя мягкие линзы и играя со светом и тенью, чтобы создать изображения приближенные к эстетике живописи.

Современный натюрморт обобщает опыт предыдущих стилей, но с новыми технологиями диапазон потенциальных предметов расширился и включает движущиеся объекты.
Lorenzo Vitturi
Dalston Anatomy
Вместо заключения предлагаю вашему вниманию проект современного художника Лоренцо Виттури. В нём хорошо видно, как переосмысливается предыдущий опыт художников.

Dalston Anatomy – это проект, о Ridley Road Market в Восточном Лондоне. Виттури показывает рынок как уникальное место, где «разные культуры сливаются воедино в празднике жизни, разнообразия и непреодолимой энергии». Живя рядом с этим рынком, он был вдохновлён тем, как место трансформировалось до неузнаваемости.

Более семи лет Виттури ежедневно посещал рынок и был свидетелем жизни местного сообщества, торговли и самой природы рынка, меняющейся вокруг него с поразительной скоростью.

В стейтменте к проекту на сайте автора написано:
«Используя выброшенные продукты и обрезки, частично сгнившие, Виттури группирует их в композиции и фотографирует на фоне материалов, также найденных на рынке. Эфемерный характер этих скульптур отражает непостоянную природу самого рынка, а реконструкция и размещение этих тотем-объектов в выставочном пространстве обращает внимание на постоянство цикла производства, разрушения и переработки».

Работа с освещением

Световые схемы, применяемые в натюрморте, и способы модификации
светотеневого рисунка.
Вариантов постановки света великое множество, универсальных решений не существует. Свет — главный компонент фотографии не только с точки зрения передачи объёма и формы объекта съёмки, но и создания атмосферы в кадре. Изменение световой схемы может кардинально изменить впечатления от фотографии. Выбор световой схемы — важнейшая задача фотографа. Рассмотрим базовые способы модификации доступного света от окна.
Боковой свет от окна
Простое и эффективное решение — использовать не прямой свет от окна, а падающий с одной стороны. Такой свет создаёт контрастный светотеневой рисунок и подчёркивает форму объекта. Важно следить за тем, как свет ложится на предмет. Главная задача — подчеркнуть достоинства формы и расставить акценты для привлечения внимания зрителя.
Боковой свет от окна с контровым отражателем
В этом примере в качестве контрового источника света добавлен отражатель. Свет напротив точки съёмки называется контровым. Такой свет подчёркивает контуры объекта. Может использоваться для усиления конраста между объектом и фоном, отделяя планы друг от друга, и увеличивать объём фотографии.

Кроме этого, на примере использованы флаги для отсечения света, падающего на фоновую драпировку. За счет этого формируется светотеневой ритм: тёмный фон, светлый участок лица, тёмный участок лица, светлый фон.
Съёмка против света
Такой свет обладает сильным перепадом освещённости. При съёмке контрастных объектов (тёмное на светлом или светлое на тёмном) есть вероятность выпадения части сюжета за пределы динамического диапазона камеры (будет недосвет или пересвет на части кадра). Поэтому контровый свет удачно работает в сюжетах «светлое на светлом» и «тёмное на тёмном».

Используя отражатель, можно дополнительно подсветить объект съёмки, а флаги могут отсекать свет на участки сцены и создавать тени.
Съёмка против света с флагами
Для усиления контуров на бутылке по бокам были установлены флаги. Свет, отражённый от стен и падающий на бутылку, отсечён. Тёмные поверхности ослабили и свет, отражённый от глянцевой поверхности стола. В результате отчётливо проявились контуры бутылки.

Такая постановка флагов может использоваться для усиления теней на лице модели при съёмке портрета, в результате лицо будет выглядеть более худым.
Домашнее задание
Задание. Снимите невероятно красивые натюрморты, соответствующие следующим требованиям:

  1. Натюрморт в светлых тонах (светлые объекты на светлом фоне).
  2. Натюрморт в тёмных тонах (тёмные объекты на тёмном фоне)

Все натюрморта должны содержать разные объекты, идею и исполнение, а также должны быть сняты с использованием разных световых схем.
Примерный алгоритм выполнения заданий
1
Определяем главного героя натюрморта (тарелка супа, цветок, мобильный телефон, туфли).
2
Собираем референсы. Рекомендую использовать Pinterest — социальную сеть по поиску вдохновения. Начать можно с поисковых запросов: still life photography, food photography.
3
На основании референсов уточняем главного героя и дополнительные объекты.
4
Составляем список покупок и необходимых предметов.
5
Собираем элементы в единую композицию. Определяем направление света, точку съёмки, ракурс, крупность.
6
Снимаем, оцениваем результат, вносим корректировки.
7
При необходимости повторяем все начиная с п. 5.
8
Наслаждаемся результатом, переходим к следующему натюрморту.
Готовые натюрморты выкладывайте с тегами #demshin_education #demshin_натюрморт
comments powered by HyperComments