курс «основы фотографии»

Лекция четвёртая | композиция

Преподаватель Евгений Дёмшин
Эффективные композиционные приемы для управления вниманием зрителя,
применяемые именитыми мастерами.
Композиция (лат. compositio — составление, связывание) — составление целого из частей. Композиция придаёт произведению единство и цельность, подчиняет элементы друг другу и выражает замысел художника.
В некоторых фотографиях легко выделить организационную структуру. В других она не столь очевидна, но присутствует и управляет нашим вниманием. В этом главное предназначение композиции — подчеркнуть важное и создать очерёдность восприятия изображения.
Как плоская картинка трансформируется в объёмное изображение
Глаз подобен фотоаппарату: и в том и в другом случае линза проецирует перевёрнутое изображение на светочувствительную поверхность. Глаз регулирует количество поступающего света при помощи диафрагмы. Глаз фокусирует изображение при помощи изменения кривизны хрусталика. В условиях малой освещённости фотограф увеличивает значение ISO, повышая чувствительность матрицы. При этом зернистость значительно возрастает, а качество изображения ухудшается. Глаз переходит от колбочкового зрения к палочковому. Острота зрения падает, появляется ощущение только нейтрально серых оттенков.

Наши глаза находятся в постоянном движении: что секунду назад было размытым в следующее мгновение может стать отчётливым. Неподвижным глазом с расстояния четырёх метров можно рассмотреть только часть лица, а человека целиком — с расстояния 48 метров. В каждый отдельный момент наше внимание может быть сосредоточено только на одной малой части всего поля зрения.

Особенности зрения дают возможность воспринимать объёмно не только реальный мир, но и его изображение на плоскости. Оптические иллюзии демонстрируют с какой лёгкостью двумерная плоскость трансформируется в трёхмерную.
Наш мозг стремится к гармонии во всём и восприятие цвета не исключение. На примере ниже наблюдается симулятивный эффект — смотрите непрерывно на точку в центре изображения, через некоторый промежуток времени изображение станет цветным. На самом деле изображение монохромное. Цветным его делает наш мозг, который компенсирует длительное цветовое воздействие противоположными оттенками.

Элементы конструирования композиции в фотографии

Объём в фотографии
При восприятии картины или фотографии мы прекрасно осознаём их двумерность, но в то же самое время выглядят они трёхмерными. Перечисленные ниже признаки определяют важный и мощный параметр создания объёма в фотографии — перспективу. Чем их больше в одной фотографии, тем больше кажущаяся глубина изображения.
1
Линейная перспектива — параллельные в реальности линии проецируются на плоскость как сходящиеся в одной точке. Эта точка располагается на горизонте.
2
Уменьшение размеров равновеликих объектов также даёт впечатление удалённости.
3
Тональная перспектива — более светлые объекты воспринимаются как более дальние.
4
Перекрытие — находящийся ближе предмет заслоняет часть другого, находящегося за ним.
Геометрия пространства
Всё, что нас окружает, может быть сведено к базовым геометрическим формам, работать с которыми значительно проще. Важно научиться замечать и выделять их в пространстве. Тем более, что мы уже наделены способностью фигурной организации пространства. Это способ группировки объектов, который жизненно необходим для распознавания предметов и отделения их от фона. В гештальт-психологии это известно как идентификация фигуры из фона. Например, вы видите слова на печатной бумаге как «фигуру», а белый лист — как «фон». Или, в примере выше с вазой и профилями, мы можем менять «фигуру» на «фон» и наоборот.
Наличие и положение определённых геометрических фигур в кадре определяет его ориентацию, будет он вертикальным или горизонтальным.
1
Линии в изображении не всегда являются физическими линиями. Направление движения или взгляда героя фотографии — мощный смысловой вектор. Зритель обязательно проследит, куда ведёт видимая или смысловая линия.
2
Диагонали — самая динамичная линия. Любой объект под наклоном в природе находится в неустойчивой позиции. Неустойчивость в фотографии создаёт ощущение возможности движения и изменения ситуации в кадре. (Горизонталь — стабильность, статика, надёжность. Вертикаль — менее устойчива и более динамична, чем горизонталь.)
3
Треугольник в композиции создаёт устойчивое и динамичное изображение, равномерно заполняет кадр деталями.
Связи подобия и контраста
Группировка объектов на фотографии — хороший способ организации связей между группами и внутри группы объектов. Разберёмся, по каким принципам происходит объединение и какие связи наиболее устойчивы.
1
Подобие по размерности — способность двух и более объектов образовывать группу в зависимости от размера.
2
Подобие на основе формы — объекты, имеющие схожие контуры, воспринимаются как одинаковые. Менее слабая организация, чем на основе размерности.
3
Подобие по цвету (тону) сильнее, чем подобие по форме и подобие по размеру.
Подобие может быть организовано и по другим признакам: направлению движения, ориентации в пространстве.

Связи между фигурами приводят к образованию зрительных моделей (групп предметов) т. е. к уменьшению числа независимо воспринимаемых элементов.

При использовании этих правил возможно использование ритма и динамики в изображении. Ритм появляется при повторении элементов, объединённых по одному из признаков. Ритм задаёт движение в кадре и позволяет управлять движением взгляда зрителя.
© Alex Webb. Вереница людей, несущих гробы, образует траекторию для движения взгляда зрителя. Отступить от z-образного движения при просмотре этой фотографии очень сложно.
Текстура — часто повторяющийся однотипный элемент. Прекрасно подходит в качестве фона, за счёт своей однообразности не требует большого внимания, легко и быстро считывается.
© Steve McCurry. Ряды повторяющихся колясок образуют паттерн, который быстро считывается и акцентирует внимание на элементе, нарушающем структуру, — монашках, беседующих в одной из колясок.
Кадрирование
Большинство начинающих фотографов используют рамку видоискателя как прицел, чтобы навести камеру на то, что их интересует. На самом деле видоискатель предназначен для организации кадра. Фотограф стремится к тому, чтобы в кадр вошли важные элементы, отражающие идею автора, и не попало ничего лишнего.
Равновесие и баланс
Равновесие — устойчивое положение фигуры в рамке, взаимодействие фигуры или фигур и рамки.

Отсутствие равновесия воспринимается как конфликт. Физическое и зрительное равновесие не всегда совпадают, спортсмен в прыжке на фотографии может быть зрительно уравновешен.

У человека есть внутреннее стремление к равновесию. Мы стремимся обнаружить в компоновке фигур определённую организацию, необходимую для комфортного восприятия.

Самая устойчивая организация — симметрия. Расположение двух одинаковых элементов в рамке. Увы, но в реальности мы сталкиваемся с разнородными объектами по форме, тону и размерам. Равновесие — единственный путь упорядочить несочетаемые предметы в рамке видоискателя.
© Rodney Smith — мастер симметричной композиции и сюрреалистичной фотографии.
Примеры организации визуального баланса
Равновесие по вертикали обусловлено силой гравитации и имеет верх и низ. Объекты, расположенные внизу, более тяжёлые.

Если в группе людей в белом появляется некто в чёрном, именно он будет иметь наибольший вес и важность.

Направленность — объект в движении, направление взгляда, указатель.
© Elliott Erwitt. Обратите внимание, что женщина в тёмной одежде имеет визуальный вес, равный группе танцовщиц в белом. Поэтому она смещена от центра. Однако все элементы кадра уравновешены и находятся в балансе.
Способы организации баланса в фотографии
Симметрия
Предельный случай равновесия — полная симметрия, когда одна половина зеркальна второй. Такая организация кадра сокращает количество информации вдвое: стоит взглянуть на одну половину, и мы будем знать, что на другой. В фотографии встречается редко — съёмка архитектуры, работа с зеркалом, отражение в воде. Либо работы в стиле Родни Смита, пример мы видели выше.

Чаще мы имеем дело с симметричным расположением и асимметрией в деталях. Композиция «Весы» представляет собой компоновку трёх элементов: один в центре, по одному слева и справа. Центральный элемент выполняет роль оси симметрии и нейтрален (или его может не быть совсем). Такая композиция заставляет сравнивать две половины кадра, противопоставляя их друг другу. Либо, если объекты похожи, сопоставляя.
© Elliott Erwitt. Фотография в балансе за счёт смыслового веса персонажей. Девушка разглядывает картину на которой женщина в одежде, мужчины — обнажённую натуру.
Зеркальное отображение уравновешенной фотографии может привести к нарушению баланса. Изображения, как и текст, мы рассматриваем слева направо. Поэтому в правую часть изображения мы попадаем в последнюю очередь. Наличие важной детали в этой части может существенно улучшить вашу фотографию.
© Elliott Erwitt. Как меняется ваше восприятие в зависимости от направления прыжка? Какая фотография выглядит сбалансированной?
Золотое сечение и правило третей
Если разделить рамку кадра на три равные части по вертикали и горизонтали, то линии, выполняющие такое деление, будут являться наиболее активными участками зрительного восприятия. Наиболее важные элементы следует располагать на пересечении этих линий.
Если в видоискателе не отображается сетка, можно ориентироваться по точкам фокусировки. Четыре из них расположены на пересечении линий правила третей.
Данное правило следует условиям равновесия и баланса в изображении. Им очень удобно пользоваться, так как в настройках камеры можно включить отображение данной сетки в видоискателе. Однако следует помнить, чем именно обусловлен эффект этого правила. Смещение объекта от центра позволяет уравновесить главного героя и фон, объединяя объект и обстановку.
Способы выделения главного
1
Обрамление — использование окружающей среды для создания рам вокруг главного объекта съёмки.
© Steve McCurry. Окна поезда служат рамами для героев снимка.
2
Использование отрицательного пространства. Пустое пространство вокруг главного объекта съёмки способно увеличить зрительный вес героя и усилить внимание зрителя на снимаемом сюжете.
Копмозиция в фотографиях Стива Маккари
Какие композиционные приёмы использует мастер travel-фотографии в своей работе.
Точка съёмки
При съёмке всегда возникает вопрос с какого ракурса нужно снять объект, чтобы он выглядел наиболее эффектно. Поиск подходящей точки съёмки — неотъемлемая часть работы фотографа.
Фронтальная точка съёмки
В некотором смысле такое расположение камеры (направлена прямо на объект съёмки) считается излишне официозным. Этот приём очень эффективен при съёмке для журналов. Горизонтальные и вертикальные линии хорошо подходят для размещения заголовков и текста. При создании таких кадров необходимо уделять особое внимание расположению камеры — завалы горизонта и искажения перспективы портят фотографию, снятую с фронтальной точки. По этой причине стандартные и телеобъективы подходят для такой съёмки гораздо больше, чем широкоугольные.
Съёмка с высокой точки
Взгляд с высоты птичьего полёта — определённая привилегия, не доступная всем и каждому. Однако такой сюжет легко воссоздать в сознании зрителя. Любая возвышенность создает впечатление точки съёмки, абсолютно отличной от нашего повседневного взгляда на окружающий мир. Крайний пример — съёмка сверху.
Съёмка с низкой точки
Если есть необходимость добавить дополнительный план в снимок, то съёмка с нижней точки позволяет использовать тротуар или другую поверхность в качестве переднего плана. С этого ракурса фотография выглядит эффектно, у зрителя создается впечатления присутствия в кадре.
Съёмка через объект
Как и предыдущий вариант, съёмка через объект автоматически создаёт передний план на фотографии. Кроме этого, появляется так называемый «эффект подглядывания», ощущение непосредственного присутствия на месте съёмки.
© Joel Meyerowitz. Двери автомобиля, через которые снимает Мейровитц, создают передний план. Их повторение формирует глубину и усиливает перспективу изображения.
Съёмка с близкого расстояния
Не путать с крупным планом, когда объект заполняет всё пространство кадра. Точка съёмки вблизи позволяет создать у зрителя впечатление, будто он находится рядом с ним. Такой подход часто используют уличные фотографы. Ещё один эффект, связанный с близкой съёмкой, заключается в том, что именно так можно передать эмоциональную близость двух людей.
© Jeff Mermelstein. На этой фотографии, кроме съёмки с близкого расстояния, Мермельштайн манипулирует вниманием зрителя, смещая фокус камеры с лица девушки на здание, отражающееся в её очках. Возникает эффект взгляда сквозь девушку, а желание и невозможность сфокусировать взгляд на её лице делают фотографию загадочной и привлекательной.
Многослойность
Сложность сюжета фотографии зависит от количества визуальных
и смысловых слоёв в изображении.
Фотография как вид искусства обладает уникальным визуальным языком повествования благодаря главному инструменту фотографа — объективу. Выбор объектива влияет на то, как будет передана перспектива и будет ли зритель вовлечён в кадр или отстранён от него. Наибольшую роль играет избирательная фокусировка и ГРИП. Именно от объектива (от того, насколько широко открыта диафрагма) зависит, какая часть сюжета окажется в зоне резкости.
Один план — фокус внимания
© Steve McCurry. Портрет предполагает наличие одного плана — лица модели. Задний план служит для усиления внимания, его можно исключить из зоны ГРИП. Однородный фон или паттерн усиливает внимание зрителя на портрете.
Многоплановость
1
Противопоставление — передний и задний план содержат противоположные сюжеты.
© Alex Webb. Ужасная трагедия 11 сентября 2001 года в объективе Алекса Веба обрела дополнительный слой. Это история о жизни и смерти, о чуде и кошмаре, о добре и зле — о том, насколько близко друг от друга находятся эти вещи. Благодаря закрытой диафрагме фотографу удалось совместить две крайности в одном кадре.
2
Усиление — передний и задний план дополняют друг друга, раскрывая сюжет шире, чем каждый в отдельности.
© Arnold Newman. Выше упоминалось, что портрет предполагает наличие одного плана. Однако портрет в среде может иметь более сложную структуру. Как на этом снимке — Пикассо в своей мастерской. Фотографию хочется разглядывать, она как бы приоткрывает завесу в личное пространство художника и рассказывает о его натуре чуть больше, чем крупный портрет.

Степень вовлечённости зрителя

Широкоугольный объектив
Широкоугольный объектив позволяет вместить в кадр гораздо больше объектов. Но это не значит, что он призван решать задачу съёмки в тесных условиях. Когда уже некуда отступать, а в кадр всё еще не помещается всё, что вам необходимо, логично использовать широкий угол.

Объектив — это средство для передачи вашего восприятия сюжета. Съёмка широкоугольным объективом позволят использовать приём, называемый «субъективная камера». В кинематографе этот термин означает изображение событий глазами главного героя, позволяющее зрителю отождествлять себя с ним. Этот приём переносит зрителя на место действия, создавая эффект присутствия. Именно поэтому такие снимки очень ценятся в репортажной и уличной фотографии. Для такой съёмки нужна изрядная смелость, но результат того стоит.
Кстати, на сайте worldpressphoto.org можно посмотреть параметры съёмки победителей крупнейшего конкурса журналистской фотографии. Снимок Уоррена Ричардсона был сделан на выдержке 1/5 с диафрагмой f/1.4 и ISO 6400. Не самые удачные параметры для качественного изображения, однако техническое несовершенство (наличие шумов и смаз) не помешали выиграть гран-при конкурса.
Телеобъектив
В противовес широкоугольному объективу можно использовать телеобъектив, превратившись в стороннего наблюдателя. В этом случае ваши фотографии будут выглядеть отстранёнными, нейтральными. Хотя Роберт Капа и говорил: «Если ваши фотографии не достаточно хороши, значит вы не достаточно близко» — это не значит, что телеобъектив хуже широкоугольного. Всё зависит от того, какое ощущение от фотографии должен испытать зритель.
Цвет
Базовые понятия о цветовом круге и его использование при подборе
гармоничных цветовых сочетаний.
Разобрать все приёмы использования цвета в построении композиции в одной лекции не представляется возможным. Рассмотрим базовые знания о цвете и несколько правил выбора гармоничных цветовых сочетаний. Это универсальные правила, их применяют в дизайне, фотографии, кино и других визуальных медиа. Я использую эти правила для подбора цветовых сочетаний в одежде в рекомендациях клиентам о подготовке к съёмке.
Так выглядит цветовой круг. Его использование ввёл Иоханнес Иттен, художник начала 20-го века и преподаватель школы Bauhaus. В основе лежат три базовых цвета — жёлтый, красный и синий, при смешивании которых получаются остальные цвета.

Круг делится на холодные и тёплые оттенки, каждая группа вызывает у нас определённые чувства и ассоциации.
Дополняющие цвета
На цветовом круге располагаются прямо напротив друг друга. Из-за высокой контрастности они, как следует из названия, дополняют друг друга.

На примере фотографии Стива Маккари видно, как оранжевая кожа и штаны монахов выделяются на фоне голубой стены. Оранжевый и голубой находятся напротив друг друга на цветовом круге и являются комплиментарными.
Аналогичные цвета
Сочетание любых трёх цветов, которые рядом друг с другом на цветовом круге — аналогичны. Такое сочетание цветов является самым гармоничным из всех цветовых комбинаций.

Важно отметить, что при создании аналогичной цветовой комбинации необходимо выбирать цвета, которые имеют достаточно контраста между собой. Этого можно достичь за счёт шага через один оттенок или тон яркости.

Хотя эта комбинация содержит три отдельных цвета, только один из них должен быть доминирующим, а два других выступают в качестве опоры.
Монохроматический цвет
Очень простая в реализации схема, но требовательна к деталям. Представляет собой сочетание цветов, которое состоит из оттенков только одного цвета.

На фотографии Алекса Вебба красный цвет усиливает ощущение опасности, что уместно в данном случае — лев, хоть и в клетке, опасное животное. Его угрожающий взгляд и цветовое решение держат зрителя в напряжении.
Мастерство визуального повествования
Настоятельно рекомендую к прочтению три части разбора композиционных и визуальных решений мультфильма «Суперсемейка»
Книги по теме
Александр Лапин
Фундаментальный труд о композиции в фотографии. Сложный, местами очень спорный, но важный для понимания взаимодействия элементов в фотографии.
Иоханнес Иттен
Хорошая книжка о цвете, цветовом конструировании. Прекрасно и легко читается, масса примеров из живописи. Книга написана на основе наблюдений художника за цветом в природе и произведениях искусства различных времён и народов. Автор разбирает закономерности цветовых контрастов, цветовой гармонии и цветового конструирования.
Иоханнес Иттен
Книга является изложением системы подготовки художников, разработанной Иоханнесом Иттеном для его учебного форкурса в знаменитой международной школе Bauhaus. Текст проиллюстрирован большим количеством работ, выполненных его студентами.
Фильмы с хорошей композицией
Домашнее задание
Сделать скриншоты из любого фильма/мультфильма, демонстрирующие основные композиционные приёмы.

Не менее десяти примеров разных приёмов. Скриншоты выкладывать в обсуждение «ДЗ композиция» учебной группы во Вконтакте.