11 НОЯБРЯ 2016

12 книг для начинающего фотографа


Каждый набор курса «Основы фотографии» просит выдать список литературы для самостоятельного изучения. Я решил поделиться перечнем полезных книг с более широкой аудиторией.
Для начинающего фотографа важно овладеть фотокамерой и техническими приёмами съёмки, об этом две книги из списка. Но я считаю, что важнее научиться делать фотографии, рассказывающие истории, научиться цеплять зрителя и найти свой авторский стиль. Этими навыками можно овладеть, изучая композицию в классической живописи, историю фотографии, а также перенимая опыт у классиков фотоискусства.

Итак, лучшие, по моему мнению, книги о фотографии для начинающего фотографа.
Майкл Фриман

«Идеальная экспозиция»

Инструкция — лучшая книга по работе с камерой, ещё и бесплатная. Проблема лишь в сухом и формальном языке, которым их пишут. Вероятно, поэтому люди с техническим образованием легко осваивают азы фотографии самостоятельно.

Майкл Фриман перевёл эту белиберду на нормальный человеческий язык и добавил практические примеры. В книге разобраны принципы получения фотографии на понятных примерах. Разбираются практические ситуации, которые кажутся начинающему фотографу сложными — съёмка в контровом освещении или съёмка чёрного объекта на тёмном фоне.

Качественная печать и хорошие иллюстрации делают чтение книги приятным. К счастью, над переводом работали люди, понимающие в фотографии, и книга не стала хуже, как это часто случается с переводной профессиональной литературой.

Если работая с камерой вы чувствуете неуверенность, результат непредсказуем, а инструкция не облегчает понимание — эта книга для вас. Выполнив практические задания, вы добьётесь хороших результатов.
Майкл Фриман

«Взгляд фотографа»

Вторая книга Фримана не имеет отношения к технической стороне фотографии. На этот раз речь пойдёт о том, что же такое «хорошая» фотография.

Как вы определяете, что фотография хорошая? В первую очередь в голову приходят технические параметры, затем сюжет, а потом композиция. Но можно привести примеры фотографий, не совершенных технически, с банальной композицией или вовсе отсутствием таковой, но производящих на нас впечатление. А что скажете о фотографиях, выставленных в галереях современного искусства? Выходит, важен не только внешний, визуальный ряд, который мы считываем глядя на фотографию.

Для понимания изображения требуется выйти за его рамки. В книге «Взгляд фотографа» Майкл Фриман даёт алгоритм для понимания фотографии любого жанра, от бытовых зарисовок до арт-экспериментов. В наш век, когда изображение стало новой формой коммуникации, визуальная грамотность важна для каждого. Тем более для фотографа, человека создающего визуальные сообщения.
Борис Крупник

«Свет наше всё и композиция»

Рекомендую эту книгу тем, кто хочет освоить работу с освещением и в первую очередь разобраться со студийным светом, принципами построения световых схем и предназначением светомодифицирующих насадок. Автору удалось написать полноценный учебник, который открывает понимание к природе света, способам управления освещением и техническим нюансам работы со студийными приборами.

Хорошо написана часть посвящённая композиции и выразительным инструментам фотографии. И это непросто сборник абстрактных правил, каждый визуальный приём рассматривается через задачу, которую он помогает решить фотографу. Книга написана простым и понятным языком, с большим количеством иллюстраций и примеров.
Йоханнес Иттен

«Искусство цвета» и «Искусство формы»

На мой взгляд, книги по композиции фотографии — пустая трата времени и денег. Всё, о чём говорится в этих книгах — набор клише и фишек. Безусловно, применение этих приёмов делает фотографии эффектными, организует элементы внутри кадра. Но гораздо важнее понимать, почему работают эти приёмы, чем бездумно повторять их. Фотография как вид творчества — часть визуальных искусств. Учиться композиции лучше на более фундаментальном уровне.

Иоханнес Иттен художник начала 20-го века и преподаватель школы дизайна Bauhaus, с которой начинается современный дизайн. Книги «Искусство формы» и «Искусство цвета» — конспекты лекций, которые Иттен читал студентам. Несмотря на то, что с тех пор прошло около 100 лет, эти принципы актуальны и сегодня. Идея цветового круга и сочетаемости цветов используется повсеместно: в колеровке красок, подборе цветовых сочетаний в одежде и в графических редакторах.

Книги небольшого объёма легко читаются. Единственный минус — в издании отсутствуют иллюстрации примеров, на которые ссылается Иттен. Но есть и хорошая новость — уже изобрели google.
Федор Ковалев

«Золотое сечение в живописи»

В книге разбирается основное композиционное правило — золотое сечение. Даются математические основы исчисления, на известных картинах разбирается его практическое применение. Оказывается, золотое сечение и правило третей имеют мало общего: первое является результатом математических вычислений, а правило третей — их упрощённая модель. Но это упрощение необходимо: фотограф принимает решение о композиции, экспозиции и сюжете за 1/125 секунды, времени на вычисления нет.

Книга — увлекательное расследование, возможность взглянуть на конструкцию живописных полотен. Иметь представление о построении композиции в живописи полезно для сравнения с личным опытом построения композиции в фотографии. Кроме того, золотое сечение может применяться в съёмке статичных сюжетов: пейзажа, натюрморта и постановочного портрета.
издательство TASCHEN

«История фотографии»

Быть оригинальным, в смысле открывать новые, ни кем не использовавшиеся до этого способы съёмки и построения композиции, в фотографии уже невозможно. За 178 лет существования фотографии сформировались правила визуального языка, и если мы хотим быть понятыми зрителем, нам остаётся следовать им и идти по пути бесконечных повторов. На первый взгляд это может показаться печальной новостью, но это не так. Предшественники оставили нам богатый набор фотографических решений и подходов, комбинируя которые каждый фотограф получает свой уникальный стиль. Но для этого необходимо знать, что было до нас, с чего все начиналось, как менялась фотография под влиянием технологий, социальных и культурных изменений.

Книга рассказывает о технологическом развитии фотографии, предпосылках появления новых жанров, важных событиях и людях, оказавших влияние на индустрию.
издательство TASCHEN

«Знаменитые фотографии»

В отличие от предыдущей книги, рассматривающей развитие фотографии, в двух томах этой книги разбираются знаковые снимки: как и при каких обстоятельствах они были сделаны, какие технические решения использовал фотограф и кем был их автор фотографии.

В книгу вошли 40 фотографий от самого первого фотографического изображения Нисефора Ньепса до живой легенды Себастио Сальгадо. Оба тома можно рассматривать как краткую историю фотографии, охватывающую период в 170 лет. Фотографии представлены в хронологическом порядке, но соблюдать его необязательно, можно легко перескакивать через страницы.
Роберт Капа

«Скрытая перспектива»

Роберт Капа — легенда мировой фотографии. За свою жизнь он снял события пяти войн и погиб 25 мая 1954 года, снимая Вьетнамскую войну. Хорошо он не только фотографировал, но и писал. «Скрытая перспектива» — воспоминания молодого фотожурналиста о событиях Второй Мировой войны. Уникальные фотографии ужасных событий и личные переживания автора рисуют в воображении образ Роберта Капы — весёлого хулигана, романтика, отважного и рискового парня. В книге поднимаются вопросы ответственного отношения к работе, человечности и сострадания в фотографии.

Книга читается на одном дыхании, сюжет похлеще романов о Джеймсе Бонде, потому что в книге описываются реальные события, произошедшие с реальным человеком.
Анри Картье-Брессон

«Диалоги»

Если выйти на улицу и попросить людей назвать известного фотографа, думаю, девять из десяти не вспомнят ни одного имени. Фотограф не та профессия, в которую стоит идти ради славы. Но каждый десятый если и вспомнит, то Анри Картье-Брессона. Самого знаменитого фотографа 20-го века. Книга объединяет 12 интервью и бесед Брессона в разные периоды его жизни.

Любопытно наблюдать за тем, как на некоторые вещи взгляды фотографа меняются, а в чём-то он остаётся неприклонен. С его мнением можно соглашаться или нет, но гораздо важнее понять, какие рамки и ограничения создал для себя Брессон, как он их использовал для создания своих знаменитых фотографий.
Дмитрий Чернышев

«Как люди видят»

Дмитрий Чернышёв не фотограф, но ему удалось написать хорошую книгу по фотографии. Правда, в ней нет технических советов по съёмке или обработке изображений. Работая креативным директором, Дмитрий просматривал по 40-50 тысяч фотографий в неделю. Тогда он задался вопросом, почему одни фотографии запоминаются надолго, а другие вылетают из памяти через секунду.

Проанализировав свой опыт и объединив знания о зрительном процессе, автор предлагает упражнения по развитию креативности и умению видеть. Кроме этого, в книге много интересных историй о живописи и фотографии. Рекомендую начать именно с неё. Кстати, у книги есть первая часть, которая называется «Как люди думают», в отличие от этой, она посвящена мышлению логическому, а не эмоциональному.
Уильям Мортенсен

«Модель. Проблемы позирования»

В этой книге нет набора шаблонных поз, которые можно встретить в любом материале типа «30 удачных поз для портрета». Если воспользоваться этими рекомендациями, у вас получится пошлая, откровенно постановочная фотография.

Книга Мортенсена отличается от всех остальных тем, что учит работать с моделью единственно возможным способом — как не надо делать. Мортенсен оставляет полную свободу творчества, указывая лишь на частые ошибки, которые могут испортить впечатление от изображения человека.

Первое издание вышло в 1937 году, с тех пор многое изменилось. Действительно, глава про костюм и образ модели сегодня читается как историческая справка «Как было раньше». Но всё остальное актуально и по сей день, человеческое тело и его поведение под действием гравитации не изменились.

Если снимаете людей — вы должны прочитать эту книгу.
Генри Форд

«Моя жизнь, мои достижения»

На этой книге выросли поколения предпринимателей. И я считаю, опыт Генри Форда как нельзя лучше подходит для фотографов, зарабатывающих этим ремеслом на жизнь. Как относиться к деньгам, продукту, который производишь, сотрудникам и клиентам — всё это на эталонном уровне. Именно принципы, изложенные в книге, помогли Форду добиться успеха и основать небывалое по масштабам производство. Эта книга должна быть на столе каждого профессионального фотографа и периодически перечитываться.

1
Каждое письмо — дайджест самого интересного из прочитанных книг, просмотренных фильмов и найденного в интернете.
Не хочу множить информационный шум, поэтому пишу только о самом-самом с краткими комментариями о том, почему мне это понравилось.
2
3
Всегда рад общению: пишите ответные письма о своих находках, о том, что понравилось в рассылке, а можно просто спросить о чём угодно.
1
Каждое письмо — дайджест самого интересного из прочитанных книг, просмотренных фильмов и найденного в интернете.
Не хочу множить информационный шум, поэтому пишу только о самом-самом с краткими комментариями о том, почему мне это понравилось.
2
3
Всегда рад общению: пишите ответные письма о своих находках, о том, что понравилось в рассылке, а можно просто спросить о чём угодно.
Error get alias

смотрите также