Каждый набор курса «Основы фотографии» просит выдать список литературы для самостоятельного изучения. Я решил поделиться перечнем полезных книг с более широкой аудиторией.
Для начинающего фотографа важно овладеть фотокамерой и техническими приёмами съёмки, об этом две книги из списка. Но я считаю, что важнее научиться делать фотографии, рассказывающие истории, научиться цеплять зрителя и найти свой авторский стиль. Этими навыками можно овладеть, изучая композицию в классической живописи, историю фотографии, а также перенимая опыт у классиков фотоискусства.
Итак, лучшие, по моему мнению, книги о фотографии для начинающего фотографа.
Майкл Фриман
«Идеальная экспозиция»
Инструкция — лучшая книга по работе с камерой, ещё и бесплатная. Проблема лишь в сухом и формальном языке, которым их пишут. Вероятно, поэтому люди с техническим образованием легко осваивают азы фотографии самостоятельно.
Майкл Фриман перевёл эту белиберду на нормальный человеческий язык и добавил практические примеры. В книге разобраны принципы получения фотографии на понятных примерах. Разбираются практические ситуации, которые кажутся начинающему фотографу сложными — съёмка в контровом освещении или съёмка чёрного объекта на тёмном фоне.
Качественная печать и хорошие иллюстрации делают чтение книги приятным. К счастью, над переводом работали люди, понимающие в фотографии, и книга не стала хуже, как это часто случается с переводной профессиональной литературой.
Если работая с камерой вы чувствуете неуверенность, результат непредсказуем, а инструкция не облегчает понимание — эта книга для вас. Выполнив практические задания, вы добьётесь хороших результатов.
Вторая книга Фримана не имеет отношения к технической стороне фотографии. На этот раз речь пойдёт о том, что же такое «хорошая» фотография.
Как вы определяете, что фотография хорошая? В первую очередь в голову приходят технические параметры, затем сюжет, а потом композиция. Но можно привести примеры фотографий, не совершенных технически, с банальной композицией или вовсе отсутствием таковой, но производящих на нас впечатление. А что скажете о фотографиях, выставленных в галереях современного искусства? Выходит, важен не только внешний, визуальный ряд, который мы считываем глядя на фотографию.
Для понимания изображения требуется выйти за его рамки. В книге «Взгляд фотографа» Майкл Фриман даёт алгоритм для понимания фотографии любого жанра, от бытовых зарисовок до арт-экспериментов. В наш век, когда изображение стало новой формой коммуникации, визуальная грамотность важна для каждого. Тем более для фотографа, человека создающего визуальные сообщения.
Рекомендую эту книгу тем, кто хочет освоить работу с освещением и в первую очередь разобраться со студийным светом, принципами построения световых схем и предназначением светомодифицирующих насадок. Автору удалось написать полноценный учебник, который открывает понимание к природе света, способам управления освещением и техническим нюансам работы со студийными приборами.
Хорошо написана часть посвящённая композиции и выразительным инструментам фотографии. И это непросто сборник абстрактных правил, каждый визуальный приём рассматривается через задачу, которую он помогает решить фотографу. Книга написана простым и понятным языком, с большим количеством иллюстраций и примеров.
На мой взгляд, книги по композиции фотографии — пустая трата времени и денег. Всё, о чём говорится в этих книгах — набор клише и фишек. Безусловно, применение этих приёмов делает фотографии эффектными, организует элементы внутри кадра. Но гораздо важнее понимать, почему работают эти приёмы, чем бездумно повторять их. Фотография как вид творчества — часть визуальных искусств. Учиться композиции лучше на более фундаментальном уровне.
Иоханнес Иттен художник начала 20-го века и преподаватель школы дизайна Bauhaus, с которой начинается современный дизайн. Книги «Искусство формы» и «Искусство цвета» — конспекты лекций, которые Иттен читал студентам. Несмотря на то, что с тех пор прошло около 100 лет, эти принципы актуальны и сегодня. Идея цветового круга и сочетаемости цветов используется повсеместно: в колеровке красок, подборе цветовых сочетаний в одежде и в графических редакторах.
Книги небольшого объёма легко читаются. Единственный минус — в издании отсутствуют иллюстрации примеров, на которые ссылается Иттен. Но есть и хорошая новость — уже изобрели google.
В книге разбирается основное композиционное правило — золотое сечение. Даются математические основы исчисления, на известных картинах разбирается его практическое применение. Оказывается, золотое сечение и правило третей имеют мало общего: первое является результатом математических вычислений, а правило третей — их упрощённая модель. Но это упрощение необходимо: фотограф принимает решение о композиции, экспозиции и сюжете за 1/125 секунды, времени на вычисления нет.
Книга — увлекательное расследование, возможность взглянуть на конструкцию живописных полотен. Иметь представление о построении композиции в живописи полезно для сравнения с личным опытом построения композиции в фотографии. Кроме того, золотое сечение может применяться в съёмке статичных сюжетов: пейзажа, натюрморта и постановочного портрета.
Быть оригинальным, в смысле открывать новые, ни кем не использовавшиеся до этого способы съёмки и построения композиции, в фотографии уже невозможно. За 178 лет существования фотографии сформировались правила визуального языка, и если мы хотим быть понятыми зрителем, нам остаётся следовать им и идти по пути бесконечных повторов. На первый взгляд это может показаться печальной новостью, но это не так. Предшественники оставили нам богатый набор фотографических решений и подходов, комбинируя которые каждый фотограф получает свой уникальный стиль. Но для этого необходимо знать, что было до нас, с чего все начиналось, как менялась фотография под влиянием технологий, социальных и культурных изменений.
Книга рассказывает о технологическом развитии фотографии, предпосылках появления новых жанров, важных событиях и людях, оказавших влияние на индустрию.
В отличие от предыдущей книги, рассматривающей развитие фотографии, в двух томах этой книги разбираются знаковые снимки: как и при каких обстоятельствах они были сделаны, какие технические решения использовал фотограф и кем был их автор фотографии.
В книгу вошли 40 фотографий от самого первого фотографического изображения Нисефора Ньепса до живой легенды Себастио Сальгадо. Оба тома можно рассматривать как краткую историю фотографии, охватывающую период в 170 лет. Фотографии представлены в хронологическом порядке, но соблюдать его необязательно, можно легко перескакивать через страницы.
Роберт Капа — легенда мировой фотографии. За свою жизнь он снял события пяти войн и погиб 25 мая 1954 года, снимая Вьетнамскую войну. Хорошо он не только фотографировал, но и писал. «Скрытая перспектива» — воспоминания молодого фотожурналиста о событиях Второй Мировой войны. Уникальные фотографии ужасных событий и личные переживания автора рисуют в воображении образ Роберта Капы — весёлого хулигана, романтика, отважного и рискового парня. В книге поднимаются вопросы ответственного отношения к работе, человечности и сострадания в фотографии.
Книга читается на одном дыхании, сюжет похлеще романов о Джеймсе Бонде, потому что в книге описываются реальные события, произошедшие с реальным человеком.
Если выйти на улицу и попросить людей назвать известного фотографа, думаю, девять из десяти не вспомнят ни одного имени. Фотограф не та профессия, в которую стоит идти ради славы. Но каждый десятый если и вспомнит, то Анри Картье-Брессона. Самого знаменитого фотографа 20-го века. Книга объединяет 12 интервью и бесед Брессона в разные периоды его жизни.
Любопытно наблюдать за тем, как на некоторые вещи взгляды фотографа меняются, а в чём-то он остаётся неприклонен. С его мнением можно соглашаться или нет, но гораздо важнее понять, какие рамки и ограничения создал для себя Брессон, как он их использовал для создания своих знаменитых фотографий.
Дмитрий Чернышёв не фотограф, но ему удалось написать хорошую книгу по фотографии. Правда, в ней нет технических советов по съёмке или обработке изображений. Работая креативным директором, Дмитрий просматривал по 40-50 тысяч фотографий в неделю. Тогда он задался вопросом, почему одни фотографии запоминаются надолго, а другие вылетают из памяти через секунду.
Проанализировав свой опыт и объединив знания о зрительном процессе, автор предлагает упражнения по развитию креативности и умению видеть. Кроме этого, в книге много интересных историй о живописи и фотографии. Рекомендую начать именно с неё. Кстати, у книги есть первая часть, которая называется «Как люди думают», в отличие от этой, она посвящена мышлению логическому, а не эмоциональному.
В этой книге нет набора шаблонных поз, которые можно встретить в любом материале типа «30 удачных поз для портрета». Если воспользоваться этими рекомендациями, у вас получится пошлая, откровенно постановочная фотография.
Книга Мортенсена отличается от всех остальных тем, что учит работать с моделью единственно возможным способом — как не надо делать. Мортенсен оставляет полную свободу творчества, указывая лишь на частые ошибки, которые могут испортить впечатление от изображения человека.
Первое издание вышло в 1937 году, с тех пор многое изменилось. Действительно, глава про костюм и образ модели сегодня читается как историческая справка «Как было раньше». Но всё остальное актуально и по сей день, человеческое тело и его поведение под действием гравитации не изменились.
Если снимаете людей — вы должны прочитать эту книгу.
На этой книге выросли поколения предпринимателей. И я считаю, опыт Генри Форда как нельзя лучше подходит для фотографов, зарабатывающих этим ремеслом на жизнь. Как относиться к деньгам, продукту, который производишь, сотрудникам и клиентам — всё это на эталонном уровне. Именно принципы, изложенные в книге, помогли Форду добиться успеха и основать небывалое по масштабам производство. Эта книга должна быть на столе каждого профессионального фотографа и периодически перечитываться.