2 февраля 2019

Почему одной камеры мне мало

В одном из прошлых постов я писал о содержимом сумки свадебного фотографа, а в этот раз решил рассказать о камерах, на которые снимаю. К сожалению, универсальных инструментов не бывает и под разные задачи приходится искать наиболее подходящие. Делюсь тем, что подобрал для себя и впечатлениями от использования.
OLYMPUS XA2
Olympus XA2 — суперкомпактная плёночная фотокамера с хорошим объективом Zuiko 35mm f/3.5, полностью автоматической экспозицией и механической прокруткой плёнки. Производилась с 1980 по 1986.
Эта камера как этюдник художника или блокнот для заметок писателя. Я не воспринимаю её инструментом для серьёзной работы, что делает съёмку очень легкомысленной — без заморочек и моментальной оценки результата. С полной автоматикой не нужно думать о настройках и техническом исполнении снимка, весь фокус внимания на композицию, цвет и тот самый «решающий момент». Такая практика позволяет точить остроту взгляда, по-моему, наиболее важную составляющую фотографии. Плёнка же не даёт увидеть снимок мгновенно, приходится ждать проявки и сканов, иногда до двух месяцев. После такого перерыва на фотографии смотришь как на чужие. Будто не ты снимал. А к чужим работам я более строг, себя-то всегда пожалеть хочется. Оправдания придумываешь, что свет не тот был, помешал кто-то. Отложенный эффект обезличивает авторство, обстоятельства съёмки забываются, всё воспринимается острее, без полутонов. Не торкнуло — плохо, удивляет — хорошо. Особенно впечатляют хорошие, думаешь, неужели это снял я? И ощущение какой-то магии в процессе, чего в цифре нет. А сколько зачарованных взглядов ловишь на себе, перезаряжая кассету!

Из технических особенностей отмечу систему фокусировки, которая имеет всего три положения:
  • 2 головы (1.2 ~ 1.8м)
  • 2 тела (1.8 ~ 6.3м)
  • горы (6.3 ~ бесконечность)
Часто забываю выставить переключатель в нужную позицию (сказывается привычка к автофокусу), а так как камера дальномер, то в видоискатель не видно, навелась она на резкость или нет. Часто случаются нерезкие кадры. Но и это идёт на пользу — ошибки делают фотографии лучше. В этом и есть магия случайности.

Зато у Olympus XA2 есть важное преимущество перед другими мыльницами — ручная установка чувствительности плёнки ISO. Это позволяет в случае необходимости с лёгкостью маневрировать экспозицией, корректируя работу автоматики.
Olympus OM-D EM5
Olympus OM-D E-M5 — беззеркальный цифровой фотоаппарат стандарта Микро 4:3 (кроп-фактор 2), с разрешением 16 Mpx Первая версия семейства OM-D, вышедшая в 2012 году, продолжает традиции плёночных зеркальных фотоаппаратов Olympus OM.
Эта камера — путешественница, именно она отправляется во все поездки с нашей семьёй. На неё снимаются пейзажи, портреты моих любимых и близких людей, случайные незнакомцы, интерьеры кафе и уличные зарисовки. Компактный размер, но при этом удобный хват и приятный вес, пыле- и влагозащищённый корпус делают EM5 желанным и надёжным инструментом, ею хочется снимать. Для меня это очень важно. Если камера раздражает, ею неудобно пользоваться и процесс не доставляет удовольствия, то с очень высокой вероятностью она будет пылиться на полке.

Со съёмкой одинаково легко справляются моя жена Аня и четырёхлетняя дочка Алина, которые ничего не знают от выдержке и диафрагме. Всё благодаря электронному видоискателю, который по современным меркам не самый быстрый, но весьма неплох и, главное, позволяет настраивать экспозицию визуально.

У Олимпуса очень хорошая цветопередача, снимки практически готовы в камере. Так как я сторонник съёмки в джепег (вот пост с ответами почему), для меня это важно.

Камеру дополняют два объектива — 17 мм f/1.8 и 45 мм f/1.8 (35 мм и 90 мм в эквиваленте полному кадру), они компактны и дают мягкий и приятный рисунок. Дополнительно я купил маленький штатив и дистанционный пульт, чтобы хоть иногда появляться на совместных фотографиях.

Из недостатков отметил бы отсутствие Wi-Fi, иногда хочется сразу скинуть фотографии на телефон, чуть обработать в Snapseead и опубликовать. Выхожу из положения с помощью Camera Connection Kit для iPhone.
Mamiya RZ67
Mamiya RZ67 — Среднеформатная плёночная камера. Могут использоваться задники с размером кадра 6х6, 6х7, 6х4,5 сантиметра и Polaroid. Выпускается с 1982 года.
Камера для неспешной работы. Да и с такой махиной особо не поспешишь, 2,5 килограмма как-никак. Это интересное наблюдение, как инструменты меняют рабочий процесс и результат. На маленький Олимпус ХА2 снимаешь быстро, интуитивно и фотографии получаются мимолётными, слегка небрежными. А тут всё происходит медленно, камера на штативе. Пока готовишься, есть время поговорить с моделью, настроиться. Ну и примеряешься к каждому кадру, больше обдумываешь, достоин ли этот момент съёмки или что-то ещё нужно поменять. И на снимках это чувствуется, время на них не замирает, а стремится к бесконечности. Будто смотришь на бесконечно медленное движение.

На Мамию снимаю портреты и документальные проекты. Мне нравится именно эта неспешность, получается лучше прочувствовать момент. А плёнка снова даёт эффект отложенного просмотра, который усиливает остроту восприятия. Цвета и объём, конечно же, совершенно недостижимые на цифре.
Nikon Df
Nikon Df — цифровой зеркальный фотоаппарат компании «Никон» в неоклассическом дизайне, производится с 2013 года. В камере использована полноразмерная матрица от флагмана D4 с разрешением в 16 Mpx и максимальной светочувствительностью в 204 800 ISO. Остальные характеристики сходны с младшей моделью D600.
Мой основной рабочий инструмент, этой камерой сделано большинство моих фотографий. Признаюсь честно, я купился на дизайн. Камера вышла в конце 2013 года, было ещё далеко до ретродизайна от Фуджи и такой аналоговый вид сразил меня наповал. Во многом это была импульсивная покупка, и первое впечатление было с привкусом горечи. У камеры очень маленький аккумулятор в 1230 mAh, которого хватает на пару часов интенсивной работы. Пришлось обзавестись дополнительными. Зато компактные размеры и малый вес позволяют чувствовать себя хорошо даже после длительных съёмок. Маленький информационный экран отображает выдержку, диафрагму, заряд аккумулятора и количество кадров, Совершенно неинформативен, но к этому я быстро привык. Благодаря тому, что все органы управления вынесены на механические переключатели на корпусе камеры, достаточно взглянуть на их положение и всё понятно. И в меню я заходил один раз, чтобы выставить привычные настройки. С тех пор туда не заглядывал. Часто пишут про минимальную выдержку в 1/4000 секунды против 1/8000 секунды у большинства полнокадровых зеркалок, но я ни разу не столкнулся с нехваткой скорости затвора. Ещё отсутствие видео упоминают, но мне особо и не нужно, а если что, есть Олимпус.

В целом к этой камере пришлось привыкать, но по большому счёту я доволен и качеством картинки, и скоростью работы, и, особенно, скоростью фокусировки. Цепляется надёжно даже при плохих условиях освещения.