инструкция

Снимайте в JPEG

Как перестать ошибаться при съемке и добиться рекордных
сроков обработки фотографий
А вот Варлаамов Джаред Полин рассказывает о том, почему он снимает в RAW.
Очень странный призыв, когда на всех ресурсах о фотографии рекомендуют совершенно обратное. Я прекрасно понимаю, что в противостоянии JPEG против RAW сломано не мало копий, написано огромное количество статей в журналах, блогах, форумах, даже футболки такие есть «I shoot raw». И касаться этой темы, как лить масло в огонь. Но это мой блог и у меня есть мнение по этому вопросу. Не согласны – напишите мне об этом:)

Раньше, как и все нормальные люди, я снимал в RAW и даже не помышлял о джепеге – это для любителей считал я. Ведь рав файл дает практически безграничные возможности в пост обработке, работе с цветом, контрастом и банальной коррекции экспозиции.

Все так и это плохо! Такой подход расхолаживает, я был очень не дисциплинированным фотографом. Подсознательно я всегда знал, даже если сильно налажаю – можно вытянуть. Я снимал как пулемет. Конечно из тысяч кадров с одной съемки приличных было процентов пять, но за счет магии рав файла я вытягивал еще 5-10%, но 85% летели в корзину.

Как вы думаете сколько времени занимал отбор и обработка? Очень, очень много. Обработка свадьбы занимала месяц, а то и все два. В итоге молодожены могли увидеть свои фотографии через полгода, ведь я снимал десятки свадеб за год. Примерно через месяц они начинали вежливо интересоваться готовностью фотографий. А через 3-4 месяца некоторые переходили к откровенным угрозам, и их можно понять. В какой-то момент я осознал, что это никуда не годится.

Фотография – мгновенная технология в сегодняшних реалиях и выдавать результат нужно мгновенно. Что-то требовало изменений.

Вариантов было два: нанять обработчиков или упростить и автоматизировать процесс радикальным образом. Второй вариант экономически был более привлекательным.

Обработка состоит из двух этапов:
1
Отбор. Это когда 90% работы проделанной на съемке летит в помойку.
2
Обработка. Правка экспозиции, баланса белого, цвета, контраста. На этом этапе что-то можно достать из помойки.
Отбор фотографий.
Главный пожиратель времени. Но проблемы начинаются во время съемки. Например, за всю свадьбу я мог снять 8000 кадров, а отдать 500. Таким образом разделив полезную работу – 500 кадров, на общую – 8000, получаем коэффициент полезного действия (КПД) в 6,25%. Иными словами я был не эффективен на 93,75%. В крупных компаниях с такими сотрудниками расстаются без сожаления и очень быстро.

Нужно пояснить, что 7500 кадров это не только технический брак. В большей степени это были лишние дубли или съемка на «удачу» в надежде поймать момент.

Решение этой проблемы заключалось в двух шагах
1
Вовремя говорить себе стоп.
Зачем продолжать снимать то, что уже снято? Зачастую достаточно 3-4 дублей одного сюжета, чтобы снять его наилучшим образом. Как только сюжет отработан, нужно что-то менять: ракурс, локацию, позу, крупность, все что угодно.
2
Понять, что же я снимаю?
Выполнения предыдущего пункта невозможно без осознанного подхода к съемке. Без четко поставленной задачи не понять когда нужно прекратить снимать, чувство не отработанного сюжета будет преследовать до бесконечности.

Что я снимаю в данный момент? – вот ключевой вопрос, который нужно постоянно задавать себе во время съемки.
Счастливые лица – главное в свадебной фотографии
На этом примере видно как я двигался к конечному результату. На первом кадре, можно назвать его тестовым, я проверил настройки камеры, свет. Дальше я начинаю работать над сюжетом. Мне важно взаимодействие пары, поэтому прошу их обняться, букет убираем в сторону. На второй фотографии в кадр попадает лишний кусок стены и красная батарея. Кроме этого, ребята все еще смотрят в камеру очень формально. На третьем дубле кадрирую плотней и прошу ребят посмотреть друг на друга. Улыбки сами появляются на их лицах. А счастливые лица – главное в свадебной фотографии. Кадр готов и при отборе не может быть сомнений.
В результате применения только этих двух пунктов процесс отбора сокращается в разы. Уменьшается объем отсматриваемых фотографий. И упрощается выбор, ведь самым удачным будет последний дубль.

Последние два года, с момента как я стал снимать в JPEG, в среднем за 10 часов съемки я делаю 2000 кадров, отдаю те же 500. Но КПД вырос до 25%, в четыре раза!

У вас уже должен возникнуть вопрос: А причем тут JPEG? Терпение, друзья.
Конвертация.
Термин «Конвертация» появился вместе с RAW файлами, конвертация JPEG – это как перевод с русского на русский, абсурд.

Сколько раз во время съемки я видел готовую картинку на экранчике камеры (вы в курсе, камера показывает JPEG, даже если съемка в RAW), а загрузив файлы в Лайтрум видел серый, тусклый полуфабрикат. Над RAW файлами приходилось работать, чтобы привести их к камерному джепегу. А это время, даже с пакетной обработкой. Зачем заниматься конвертацией, если можно сразу получить то, что нужно в камере?

Еще одна причина, по которой я не люблю RAW, с апгрейдом камеры мой компьютер, еще вчера шустро работавший во всех приложениях, превращается в «тыкву». Мегапиксели в камерах растут как на дрожжах. RAW файлы становятся все тяжелее, и с каждым новой камерой приходится покупать и компьютер.

Во всем виноваты темные силы маркетологи, как только они стали править миром – все пошло прахом. Инженеры никогда бы не устроили бессмысленную гонку мегапикселей, а для маркетолога это основа рекламной компании.

Ну да ладно, мир не совершенен, я смирился:)

Помните в начале я говорил, что снимая в RAW подсознательно допускал больше ошибок. Я честно признался себе, что не использую возможности RAW файла даже на 10%. Все что мне дает RAW формат – уверенность. Он страхует меня от двух опасностей – ошибки экспозиции и баланса белого. Для съемки в JPEG пришлось научиться работать без страховки.
Экспозиция.

С современными беззеркалками можно даже не знать что такое экспозиция. Крутишь колесико и меняешь яркость кадра в режиме online, жмешь кнопку – профит.

С зеркальными камерами приходится полагаться на свои знания, опыт и доверять своим глазам. Из знаний мне потребовалось – принцип работы экспонометра камеры и зонная теория Адамса, об этом будет следующий пост.

Как только я начал снимать осознанно, опыт пришел сам и быстро. Конечно была ломка, процент брака возрос на короткое время. Сейчас промах по экспозиции большая редкость, практически статистическая погрешность.

Кроме этого, современные камеры выдают JPEG очень хорошего качества и они прекрасно поддаются обработке. Исправить экспозицию в пределах одного стопа можно без потерь важных деталей.
Баланс белого.

Это было самым сложным. Научиться видеть свет можно, но видеть цвет света гораздо сложней. Да еще и представить как отработает данное освещение камера совсем фантастическая задача. Я нашел для себя два решения.
1
Установка ББ по кельвинам. Через режим LiveView я подгоняю изображение к тому цвету, который мне нужен. Практически в любой современной камере есть режим установки по кельвинам.
2
ExpoDisc – это супер-мега девайс! В детстве у меня был велик «Кама» колеса которого были увешаны катафотами, очень похожими на ExpoDisc, это был самый крутой велик во дворе. И эксподиск также крут. В нажатие двух кнопок я устанавливаю точный баланс белого при любом освещении. Пожалуй про него я тоже расскажу в следующем посте. Ведь с его помощью можно установить и точную экспопару.
В результате такого подхода к съемке мои фотографии готовы на 90% сразу. Конечно им требуется легкая коррекция. Я правлю контраст, иногда чуть вытягиваю из теней детали, ослабляю или усиливаю определенные оттенки для гармонизации всего кадра. Но все это делается очень быстро с использованием минимального количества инструментов Lightroom.
Сегодня используя эти подходы в повседневной работе я экономлю массу времени, успеваю все в срок. А главное, сроки подготовки изображений просто рекордные. Фотографии со свадьбы молодожены получают в течении недели, а портретную съемку я могу отдать на следующий день. Клиенты счастливы, я спокоен:)


Несколько слов в защиту RAW.

Все изложенное выше хорошо работает для меня. Снимая свадьбы и портреты я чаще всего должен отдавать не одну и не две фотографии. Я не могу работать над каждым изображением часами. Время в моем случае очень ценный ресурс. Это касается и моих личных съемок.

RAW хорош там, где важна высокая детализация, качественная работа с оттенками и полутонами. Где фотография штучный продукт. В этом случая этот формат перестает быть просто страховкой. Он становится мощнейшим инструментом в руках профессионала.

Во всех остальных случаях возможно и нужно научиться обходиться без этой страховки. Не стоит сжигать мостов разом. Я помню как было страшно переключиться в JPEG. Начните снимать RAW+JPEG и обращаться к равам только при потере чего-то важного на важной фотографии. И не хватайтесь за все разом, действуйте плавно. Начните с работы над светом и экспозицией, затем постепенно сокращайте количество дублей. Вводите новые приемы от съемки к съемке.

Через какое-то время вы заметите, что не нуждаетесь в костылях.

Удачи!