Привет! Это свежий выпуск рассылки, в которой я — фотограф Евгений Дёмшин — делюсь интересными книгами, статьями, фотопроектами и другими находками о визуальном творчестве за прошедшую неделю.
Ездили с семьёй на неделю в Сочи, отдыхали в горах и немножко гуляли вдоль моря. Горы удивительное место, погода меняется от сильнейшего снегопада до весенней капели всего за несколько часов, будто на ускоренной перемотке. На фоне этих громадин и с таким таймлайном масштаб человечества кажется совсем крошечным, а наше пребывание на этой планете кратковременным.
В этом выпуске: Вим Вендерс и фотографии; Памяти Патрика Демаршелье; Как написать роман; Канал о фуд-фотографии и стайлингу; Есть ли у вас критическое мышление; Альтернатива инстаграму.
Вендерс как-бы спорит с Брессоном о важности «решающего момента»: «Сам момент фотографирования переоценен. … „Правильный момент“ — это чаще всего клише. Конечно, вы пытаетесь поймать нужный момент, но если не сумеете — есть момент до или после, который может оказаться куда важнее. Фотография скорее про правильное умонастроение: почему фотограф хочет сделать снимок, чего он от него ждет, что хочет показать зрителю. Каждая работа — его автопортрет».
И вот ещё: «Хорошие снимки — это продукт человека, который заботится о том, что он делает. Вы заботитесь о чем-то дорогом для вас и автоматически заботитесь о других. Такая жизнь точно продлится. Люди, которые заботятся только о себе, умирают молодыми. В фотографию вы вкладываете личность, вы теряете частичку себя, но я думаю, что это очень полезно, как кровопускание».
Правда тут Вендерс отвечает на вопрос о том, почему фотографы часто оказываются долгожителями, но кажется, это и есть суть «правильного умонастроения» — забота о зрителе. Чтобы быть интересным автором нужно прокачивать не только профессиональные скилы, но и человеческие качества, в первую очередь эмпатию. Звучит банально и пафосно, но так и есть.
И последнее, о лавинообразном росте фотографий вокруг нас: «А через шестьдесят лет люди уже не смогут разглядывать фотографии, которые они сделали детьми сейчас. И многие фотографы даже не видят того, что сняли. Ни у кого нет времени их рассматривать, хоть загружай их на Facebook, хоть нет. Акт фотографирования теперь важнее, чем сами картинки. Смотреть их, хранить и создавать свою личную память больше не модно. У будущего человечества не будет памяти. Не будет прошлого. Только будущее».
Интересный факт из биографии Демаршелье, будучи подростком он подрабатывал снимая свадьбы. Было бы любопытно взглянуть на эти кадры.
В тексте многие подмечают быструю манеру работы Демаршелье и ограниченное количество дублей на один сюжет. Главный редактор Elle, Екатерина Мухина вспоминает: «Патрик долго выставляет свет, что-то меняет, а потом в кадре появляется модель, он делает кадр и говорит: „Снято“. Я говорю: „А давайте еще?“. Но после следующих пяти кадров понимаю, что самый первый получился идеальным. Какая-то магия! На площадке с Патриком всегда была магия».
На неделе полистал альбом Демаршелье. Красивые, понятные и притягательные фотографии. Для меня Аведон, Линдберг и Демаршелье это тройка классиков фэшн-фотографии. Аведона можно считать первооткрывателем, а с уходом Демаршелье ушла и эпоха.
Метод «Снежинки» призван помочь в развитии сюжетной линии, а не в придумывании изначальной идеи. Предполагается, что хорошая история уже есть и на неё нужно нарастить захватывающие подробности и интересных персонажей. Именно в этом процессе и помогает метод. Кажется, «Снежинка» может подойти и для работы над фотопроектом. Ниже сделал краткий пересказ метода.
Опишите идею романа в одно предложение. Чем короче тем лучше. Предложение должно интриговать и понятно доносить сюжет всем читателям.
Расширьте это предложение до полного абзаца, опишите завязку, основные конфликты и финал романа. В идеале, абзац должен состоять из пяти предложений. Одним предложением раскрывается предыстория и сюжет. Затем по одному предложению о трёх конфликтах и испытаниях. И ещё одно предложение о концовке.
Описание героев. Имя и сюжетная линия в одно предложение. В чём мотивация и какова цель каждого персонажа? В чём конфликт и проблема и как герои изменятся после их разрешения? Не обязательно всё должен быть идеально с первого раза. Цель каждого шага — продвинуться к следующему. Всегда можно вернуться и внести правки.
Развитие истории. Разверните каждое предложение из краткого изложения в полноценный абзац. Все абзацы, кроме последнего, должны заканчиваться катастрофой, которая ставит новые вызовы перед героями. Последний абзац должен рассказать о том, чем закончится книга.
Список всех сцен. Сделайте электронную таблицу, где каждая строчка отдельная сцена в романе, а в столбцах все необходимые детали (место действия, герои, атмосфера, глава и сам текст сцены). Напишите каждую сцену.
Из полученного материала получится первый рабочий черновик романа. Его нужно распечатать так, чтобы на одном листе был текст одной сцены. Далее с черновиком можно работать как с пазлом, раскладывая сцены в разном порядке в поисках интересных связей и делая заметки на полях оттачивая фразы и более точно подбирая слова.
Канал о фуд-фотографии и стайлингу
Фотограф Дина Беленко ведёт канал о фуд-фотографии, в котором делится приёмами построения композиции, техническими решениями и вдохновением. Начните с подборки лучших постов канала.