12 августа 2021

Семейная хроника


Старые семейные альбомы — настоящая машина времени. Листая страницы, видишь, как менялись близкие тебе люди: вот твой папа ещё младенец, вот он идёт в школу, армия, первая работа, свадьба. Как правило, круг снимаемых событий был ограничен чем-то значимым. Мне повезло, мой дед увлекался фотографией и после него осталось несколько альбомов со снимками простых бытовых сюжетов, и это самые интересные фотографии. Мы живём в иное время, все снимают ежедневно и много, любой айфон — хроника повседневности его владельца. Но тут другая проблема — переизбыток фотографий обесценивает их, смотреть тысячи однотипных изображений становится утомительно. Прежде необходимо удалить лишнее, отсортировать, а связываться с этим уже не хочется.

Размышляя над тем, как вести ежедневную хронику своей жизни и своих близких, я пришёл к мысли, что успех в балансе между ограниченным объёмом и интересным содержанием, оформленным в удобный для просмотра формат. В этом посте расскажу об опыте ведения повседневной семейной хроники.
Старые семейные альбомы — настоящая машина времени. Листая страницы, видишь, как менялись близкие тебе люди: вот твой папа ещё младенец, вот он идёт в школу, армия, первая работа, свадьба. Как правило, круг снимаемых событий был ограничен чем-то значимым. Мне повезло, мой дед увлекался фотографией и после него осталось несколько альбомов со снимками простых бытовых сюжетов, и это самые интересные фотографии. Мы живём в иное время, все снимают ежедневно и много, любой айфон — хроника повседневности его владельца. Но тут другая проблема — переизбыток фотографий обесценивает их, смотреть тысячи однотипных изображений становится утомительно. Прежде необходимо удалить лишнее, отсортировать, а связываться с этим уже не хочется.

Размышляя над тем, как вести ежедневную хронику своей жизни и своих близких, я пришёл к мысли, что успех в балансе между ограниченным объёмом и интересным содержанием, оформленным в удобный для просмотра формат. В этом посте расскажу об опыте ведения повседневной семейной хроники.
Фильм года
Первое знакомство с хроникой повседневности случилось на курсе «Фильм года» Тимура Зарудных. Тимур придумал ежедневно снимать короткие фрагменты на видео, затем отбирать одну секунду, характеризующую прожитый день, и все эти кусочки последовательно монтировать в фильм. Я снял два таких фильма: за 2019 и 2020 годы, а в 2021-м стало скучно. Слишком однообразно и при просмотре стало ясно, что каждая секунда отсылает к определённым воспоминаниям в моей голове, так как я был участником этих событий, но для посторонних такой монтаж — калейдоскоп несвязных, быстро меняющихся кадров. Оказалось, «Фильм года» не работает как сохранение памяти для потомков. По-прежнему было непонятно, что делать с фотографиями, которые копятся за год.
Первое знакомство с хроникой повседневности случилось на курсе «Фильм года» Тимура Зарудных. Тимур придумал ежедневно снимать короткие фрагменты на видео, затем отбирать одну секунду, характеризующую прожитый день, и все эти кусочки последовательно монтировать в фильм. Я снял два таких фильма: за 2019 и 2020 годы, а в 2021-м стало скучно. Слишком однообразно и при просмотре стало ясно, что каждая секунда отсылает к определённым воспоминаниям в моей голове, так как я был участником этих событий, но для посторонних такой монтаж — калейдоскоп несвязных, быстро меняющихся кадров. Оказалось, «Фильм года» не работает как сохранение памяти для потомков. По-прежнему было непонятно, что делать с фотографиями, которые копятся за год.
Фотоальбом
К сожалению, у меня не получается отбирать и раскладывать по папочкам семейные снимки в каком-нибудь онлайн-сервисе, хотя это было бы удобно. Расшарил ссылку друзьям или родственникам — и готово. Да и сам просмотр фотографий с экрана не вызывает сильных эмоций, как семейная традиция не прижился.

Я давно коллекционирую альбомы известных фотографов и однажды в поисках интересных изданий наткнулся на альбом Pia фотографа Кристофера Андерсона, посвящённый его дочери. Эта находка вдохновила меня сделать похожую книжку, посвящённую моей старшей дочери Алине. На её пятилетие я сделал альбом «Когда нас было трое», как раз в это время родилась наша вторая дочь Варя, и я захотел сохранить для Алины уникальный опыт, когда вся наша любовь безраздельно принадлежала только ей. Получилась очень классная и трогательная книжка. Мы любим её пересматривать, на удивление альбом пользуется популярностью и у младшей, хотя ей всего два года. Когда я верстал книгу, решил выстроить фотографии не в хронологическом порядке, а подобрать пары на разворот, используя смысловые или визуальные рифмы. За счёт этого альбом приобрёл нелинейное повествование, в нём появилась интрига и его интересно разглядывать.
К сожалению, у меня не получается отбирать и раскладывать по папочкам семейные снимки в каком-нибудь онлайн-сервисе, хотя это было бы удобно. Расшарил ссылку друзьям или родственникам — и готово. Да и сам просмотр фотографий с экрана не вызывает сильных эмоций, как семейная традиция не прижился.

Я давно коллекционирую альбомы известных фотографов и однажды в поисках интересных изданий наткнулся на альбом Pia фотографа Кристофера Андерсона, посвящённый его дочери. Эта находка вдохновила меня сделать похожую книжку, посвящённую моей старшей дочери Алине. На её пятилетие я сделал альбом «Когда нас было трое», как раз в это время родилась наша вторая дочь Варя, и я захотел сохранить для Алины уникальный опыт, когда вся наша любовь безраздельно принадлежала только ей. Получилась очень классная и трогательная книжка. Мы любим её пересматривать, на удивление альбом пользуется популярностью и у младшей, хотя ей всего два года. Когда я верстал книгу, решил выстроить фотографии не в хронологическом порядке, а подобрать пары на разворот, используя смысловые или визуальные рифмы. За счёт этого альбом приобрёл нелинейное повествование, в нём появилась интрига и его интересно разглядывать.
Формат альбома мне понравился, в нём заложены ограничения, которые помогают отобрать и интересно организовать лучшие снимки.

  • Книга имеет определённый формат. Для портретов хорошо подойдёт вертикальный вариант, а для жанровых снимков — горизонтальный.
  • Альбом ограничен количеством страниц. Это сразу определяет максимальное количество фотографий, необходимость вписаться в лимит делает отбор жёстче.
  • Во время просмотра виден только один разворот. Гораздо важнее то, как работают фотографии, стоящие на соседних страницах, чем то, как они сочетаются в общей массе. Грубо говоря, каждый разворот — это отдельный, закрытый сюжет.

Второй альбом я сделал с портретными фотографиями своей семьи. В течение года я снимал близких в разных обстоятельствах на чёрно-белую плёнку среднего формата. В конце года проявил, отсканировал и оформил фотографии в альбом. На этот раз я выбрал вертикальный формат, так как все снимки были вертикальными, а при вёрстке разместил один портрет на разворот, чтобы всё внимание было только на один снимок. Выбрал максимальный размер, который предлагала типография — 36×27 см, выглядит очень внушительно и монументально. Делать такую книгу каждый год накладно, да и, как мне кажется, изменения в человеке за год не столь очевидны. Поэтому я решил делать такие съёмки раз в пять лет.
  • Любимая книжка у детей, чаще всего её можно обнаружить в детской
В использовании цветных гелей можно зайти очень далеко и добиться вот такого футуристического эффекта
Формат альбома мне понравился, в нём заложены ограничения, которые помогают отобрать и интересно организовать лучшие снимки.

  • Книга имеет определённый формат. Для портретов хорошо подойдёт вертикальный вариант, а для жанровых снимков — горизонтальный.
  • Альбом ограничен количеством страниц. Это сразу определяет максимальное количество фотографий, необходимость вписаться в лимит делает отбор жёстче.
  • Во время просмотра виден только один разворот. Гораздо важнее то, как работают фотографии, стоящие на соседних страницах, чем то, как они сочетаются в общей массе. Грубо говоря, каждый разворот — это отдельный, закрытый сюжет.

Второй альбом я сделал с портретными фотографиями своей семьи. В течение года я снимал близких в разных обстоятельствах на чёрно-белую плёнку среднего формата. В конце года проявил, отсканировал и оформил фотографии в альбом. На этот раз я выбрал вертикальный формат, так как все снимки были вертикальными, а при вёрстке разместил один портрет на разворот, чтобы всё внимание было только на один снимок. Выбрал максимальный размер, который предлагала типография — 36×27 см, выглядит очень внушительно и монументально. Делать такую книгу каждый год накладно, да и, как мне кажется, изменения в человеке за год не столь очевидны. Поэтому я решил делать такие съёмки раз в пять лет.
Обе книжки заказывал в типографии couturebook. Когда я снимал свадьбы, то делал там альбомы для клиентов и был доволен качеством.
Обе книжки заказывал в типографии couturebook. Когда я снимал свадьбы, то делал там альбомы для клиентов и был доволен качеством.
Ежедневный формат
Решение проблемы с гигабайтами ежедневных фотографий пришло, когда я наткнулся на проект фотографа Дэвида Хилларда, который в течение многих лет документирует свою и жизнь окружающих его людей, используя оригинальный визуальный ход — панорамные фотографии. Они состоят из нескольких отдельных изображений и действуют совершенно удивительным образом. Небольшое смещение точки съёмки на каждом снимке делает каждую часть самостоятельным произведением. Но вместе они образуют единый сюжет, дополняя или вступая в противоречие друг с другом.
Решение проблемы с гигабайтами ежедневных фотографий пришло, когда я наткнулся на проект фотографа Дэвида Хилларда, который в течение многих лет документирует свою и жизнь окружающих его людей, используя оригинальный визуальный ход — панорамные фотографии. Они состоят из нескольких отдельных изображений и действуют совершенно удивительным образом. Небольшое смещение точки съёмки на каждом снимке делает каждую часть самостоятельным произведением. Но вместе они образуют единый сюжет, дополняя или вступая в противоречие друг с другом.
В начале года я купил двенадцать катушек чёрно-белой плёнки, по одной на каждый месяц. Основным инструментом стала автоматическая плёночная мыльница Олимпус XA2, с ней не нужно думать о настройках — просто фиксируешь происходящее. Так я сразу ограничил себя 36 кадрами в месяц, и решил проблему количества фотографий, в год их получается всего 432. Установил правило — снимать каждый сюжет в виде диптиха: иногда с небольшим смещением точки съёмки, иногда с временным интервалом, а иногда с одной точки, но в противоположные стороны. Получается, я как бы сразу снимаю разворотами, при вёрстке не нужно выбирать, какие карточки ставить рядом. По итогам года останется отобрать лучшие пары и оформить их в альбом.
В начале года я купил двенадцать катушек чёрно-белой плёнки, по одной на каждый месяц. Основным инструментом стала автоматическая плёночная мыльница Олимпус XA2, с ней не нужно думать о настройках — просто фиксируешь происходящее. Так я сразу ограничил себя 36 кадрами в месяц, и решил проблему количества фотографий, в год их получается всего 432. Установил правило — снимать каждый сюжет в виде диптиха: иногда с небольшим смещением точки съёмки, иногда с временным интервалом, а иногда с одной точки, но в противоположные стороны. Получается, я как бы сразу снимаю разворотами, при вёрстке не нужно выбирать, какие карточки ставить рядом. По итогам года останется отобрать лучшие пары и оформить их в альбом.
Mamiya RZ67 | Sekor Z 90mm f/3.5 | Fujifilm 400H PRO
Мне кажется, в этом формате идеально сочетаются преимущества всех предыдущих вариантов:

  • наблюдение за жизнью в ежедневном формате;
  • чёткие количественные ограничения;
  • интересный и нескучный формат;
  • понятный и вовлекающий формат для посторонних, в отличие от секундных видеокусочков.

Мне кажется, в этом формате идеально сочетаются преимущества всех предыдущих вариантов:

  • наблюдение за жизнью в ежедневном формате;
  • чёткие количественные ограничения;
  • интересный и нескучный формат;
  • понятный и вовлекающий формат для посторонних, в отличие от секундных видеокусочков.
Подписывайтесь на мою рассылку о фотографии, вдохновении и творческом развитии

смотрите также