13 АПРЕЛЯ 2017

Эффективные способы обучения


После окончания курса Learning How to Learn на coursera.org решил сделать краткий конспект. В этом посте узнаете, как учиться с максимальной отдачей, запоминать больше, бороться с прокрастинацией, а также о пользе сна.
Открытие Германа Эббингауза
Эббингауз изучал особенности человеческой памяти, как человек забывает только что изученный материал. В результате экспериментов выяснилось, что уже в течение первого часа забывается до 60% полученной информации, через 10 часов после заучивания в памяти остаётся 35%. Далее процесс забывания идёт медленно, через 6 дней в памяти остаётся около 20%. Удручающие цифры. Моя память ещё хуже: 90% прочитанной книги я забываю, как только заканчиваю читать последнюю страницу. Хорошая новость в том, что есть надёжные методы сохранения информации в памяти.

Режимы работы мозга
Мозг человека использует два режима: сфокусированный и рассеянный. Оба важны для запоминания, обучения и принятия решений.

Сфокусированный режим задействуется при решении задач, в которых уже есть опыт и алгоритм действий понятен. Мозг погружается в процесс, происходит отключение внешнего мира, используются накопленные знания. Так выполняется большинство рутинных дел. Но если мозг сталкивается с задачей, для которой нет подробной инструкции, то происходит ступор — решить её в фокусированном режиме не получится. Чтобы найти решение новой проблемы, необходим широкий взгляд на вопрос. Для этого нужен рассеянный режим.

В рассеянном режиме обдумывание проблемы происходит неосознанно. Когда ты не думаешь о проблеме, мозг продолжает поиск решения, выстраивая новые связи между знаниями из разных областей. Такой подход часто приводит к неожиданным и оригинальным решениям. Но для эффективной работы этого режима нужно чтобы в голове было что соединять. Поэтому сначала над проблемой работают сфокусировано, а потом переключаются в рассеянный режим.
Для написания этого поста я прошёл курс в фокусированном режиме, сделал конспект. В рассеянном режиме составил структуру текста и связал уже известные мне знания (про Германа Эббингауза и его открытие) с новой информацией. Набросал черновик и в фокусированном режиме отредактировал текст.
Переключаться между режимами помогают спорт и сон. Самая приятная новость — сон способствует изучению материала. Во время сна клетки мозга сжимаются, а межклеточная жидкость вымывает токсины, вырабатываемые во время бодрствования. И главное, во сне мозг занимается строительством новых нейронных связей и повторяет заученную информацию. Поэтому повторение материала перед сном — хорошая идея.

Во время выполнения физических упражнений высвобождаются ресурсы мозга для поиска новых решений и запоминания информации. Кроме этого, установлено, что во время бега в гиппокампе формируются новые нейроны, а чем больше нейронов в головном мозге, тем больше объём памяти.
Как происходит обучение
Для успешного изучения материала необходимо выполнение двух условий: разбить информацию на блоки и переписать её из краткосрочной в долгосрочную память.

Краткосрочная память похожа на школьную доску: объём ограничен, качество записи плохое, легко стирается и не гарантирует понимания. Эта память нужна для работы над текущей задачей, но бесполезна при длительном хранении.

Чтобы запомнить информацию, её необходимо сохранить в долгосрочной памяти. Это гигантский склад практически бесконечного объёма. В таком количестве информации легко заблудиться. Чтобы находить требуемую информацию быстро, нужно правильно упаковывать и раскладывать по полкам.

При изучении новой темы полезно разбить её на блоки. Разобравшись с одним блоком, переходить к следующему, постепенно складывая картинку в единое целое. Блоки информации хорошо усваиваются при соблюдении следующих условий:
1
Сфокусированное внимание. Отключить внешние раздражители — телефон, интернет.
2
Понимание основной идеи. Если что-то не понятно, разобраться поможет аналогия.
3
Ключевой момент — практика. Аккуратно упаковать и положить на полку недостаточно. Важно запомнить путь к стеллажу, где лежит информация. В этом помогает повторение материала или использование знаний на практике.
Для длительного запоминания Эббингауз рекомендует:
Первое повторение
Cразу после чтения
Второе повторение
Через 20–30 минут после первого повторения
Третье повторение
Через 1 день после второго
Четвёртое повторение
Через 2–3 недели после третьего
Изучать нужно с перерывами. Лучше растянуть процесс на неделю по 30 минут в день, чем в один день зубрить 4 часа. Перерывы дают мозгу время на обработку и запись новой информации.

Высшей ступенью обучения является понимание. Объединившись, блоки складываются в общую картину, происходит понимание сути. Весь объём полученных знаний кодируется одним понятием. Теперь не нужно вспоминать кучу деталей и впихивать их в кратковременную память. Достаточно вспомнить одно понятие, к которому подключены знания, связанные с ним.
Изучая фотографию, важно разобраться с экспозицией, как получать нужную яркость. Для этого придётся разобраться с диафрагмой, выдержкой, ИСО, динамическим диапазоном. Каждый термин — отдельный блок информации. Вначале сложно контролировать одновременно все, приходится вспоминать, за что отвечает каждый параметр. Но когда вы разберётесь с каждым параметром и получите практические навыки, между блоками установится связь. Теперь знания готовы к кодированию общим понятием «экспозиция». С этого момента при съёмке есть одна задача — получить правильную экспозицию, конкретные параметры выставляются автоматически.
Ловушки обучения
1
При перечитывании конспекта лекции или книги возникает иллюзия знания материала. Гораздо эффективнее вспоминать пройдённое или прочитанное.
2
Не бойтесь ошибок. Каждая разобранная ошибка улучшает понимание.
3
Изучение в группе эффективней, чем самостоятельное, но при условии личного участия в обсуждении. Задавать вопросы — хорошо.
4
После длительного изучения материала может наступить момент, когда структура знаний рассыпается и будет казаться, что ничего непонятно, количество ошибок возрастёт. Это хороший знак. Мозг приступил к формированию нового понятия. Просто продолжайте, через некоторое время случится качественный прорыв.
Борьба с прокрастинацией
Скучная задача воспринимается мозгом болезненно. В буквальном смысле — стимулируются болевые рецепторы. Мозг стремится избавиться от боли переключением внимания на более приятные занятия: сёрфинг в интернете или просмотр нового сериала.

Перехитрить мозг просто. Оказывается, через 25 минут сопротивление и неприятные ощущения уходят. Чтобы продержаться 25 минут, исключите отвлекающие предметы — отключите телефон и найдите тихое место.

Может помочь изменение цели — не выучить параграф, а заниматься 25 минут. Фокусироваться на процессе, а не результате.

Чередуйте занятие и отдых — 25 минут занятие (фокусированный режим) и 5 минут отдых (рассеянный).

Назначьте награду. Если справитесь и продержитесь — час побалуйте себя чашкой кофе, прогулкой в парке или игрой на приставке.
Резюме
Изучайте блоками
Эффективнее заниматься малыми порциями ежедневно, чем зубрить в один день до победы.
Отдыхайте
Высыпайтесь. Занимайтесь спортом, даже регулярные прогулки в парке помогут изучению.
Повторяйте
Возвращайтесь к пройденному материалу. Не перечитывайте конспекты, старайтесь вспоминать изученную информацию.
Продержитесь 25 минут
Занимаясь неприятным, делом установите таймер. Неприятные ощущения пройдут и работа пойдёт как по маслу.
Icons ©Arthur Shlain, Pantelis Gkavos, Anbileru Adaleru, Mungang Kim from NounProject

смотрите также