9 февраля 2018

Русский след в современной фотографии

Мне стало любопытно, как сегодня выглядит отечественная фотография на мировой арене. Какие имена звучат, кого из русских авторов приглашают снимать в западные издания и выставляют в галереях. На ум сразу приходят мэтры, вроде нашего Пинхасова из «Магнум», мастера фотожурналистики Максимишин, Козырев, Пономарёв. Но хотелось изучиить путь авторов моего возраста — как добиваются успеха и признания 30-летние фотографы из России.

Собрав биографические справки авторов, за которыми слежу на протяжении нескольких лет, я оказался в замешательстве. Оказалось, что многие давно покинули родину, и подавляющее большинство училось в западных образовательных учреждениях. Нет, я совсем не осуждаю эмиграцию. Но этот факт демонстрирует плачевное положение фотообразования и востребованности фотографии как искусства в нашей стране.

Список не претендует на полноту и сосредоточен преимущественно на документальных авторах, что связано с личным интересом к этому направлению. Буду периодически возвращаться и пополнять список новыми именами. Если вам есть, кем дополнить, пишите — eugeny@demshin.ru, буду признателен.
Надя Саблин (Nadia Sablin)
Родилась в 1980 году в России. Получила степень бакалавра в области изящных искусств в Рочестерском технологическом институте в 2002 году (BFA Rochester Institute of Technology) и степень магистра изящных искусств в университете штата Аризона в 2011 году (MFA Arizona State University). Публиковалась в New York Times, The Guardian, The Moscow Times, Slate, The New Yorker, American Photo и Financial Times.

Работы Нади балансируют на грани документальной фотографии и искусства. Они об отношениях людей, их прошлом и настоящем. Но в то же время — это попытка документации исчезающего под натиском глобализации мира 20 столетия.
Александр Гронский (Alexander Gronsky)
Родился в 1980 году в Таллине (Эстония). Сотрудничает с Esquire, Афиша МИР, Русский Репортёр, Огонёк, Time, Wallpaper, Newsweek, Art+Auction, Conde Nast Traveller, Le Monde, Geo, Vogue, InStyle, Economist, Business Week, Vanity Fair, Stern, Spiegel и другими.

Гронский работает в жанре социального пейзажа. Его фотографии дают возможность взглянуть на нашу повседневную жизнь и окружение со стороны. За счёт выбора правильной дистанции и точки съёмки создаётся ощущение отстранённого взгляда. Хочется всматриваться и разглядывать недосягаемые и в то же время привычные объекты.

В последнем проекте «Схема», снятом совместно с Ксенией Бабушкиной, Александр исследует городские окраины, показывая их идентичность. Ультимативное подтверждение одинаковости наших городов, подмеченное ещё Эльдаром Рязановым с его 3-й улицей Строителей.
Кристина Абдеева (Christina Abdeeva)
Родилась в 1990 году в городе Златоуст. Начала заниматься фотографией в 2007 году. В 2013-ом окончила Британскую Высшую Школу Дизайна. В 2015 — Национальную высшую школу Луи-Люмьер. Живёт и работает в Париже. Сотрудничает с Louis Vuitton, Chanel, Purple.fr, Interview, Vogue, Numéro, Esquire, Cyrille Gassiline, Karoline Lang, Uma Wang, The Calvert Journal, InRussia Magazine, The Rake Magazine, Possession Immediate, Le Paradox, Buro 24/7, Alei Journal, King Kong Magazine, Solar Magazine, The Blueprint.

Снимки Абдеевой отличаются от традиционных представлений о модной фотографии. В то время как общая тенденция старается передать притягательную красоту моделей через крупные планы, её снимки часто источают отчуждение, обращают внимание на окружающий пейзаж и содержат более сложный рассказ.
Ольга Иванова (Olya Ivanova)
Родилась в 1981 году в Москве. Получила степень бакалавра филологии в МПГУ им. Ленина. В 2014 окончила Институт проблем современного искусства (курс «Новые художественные стратегии»). С 2007 года работает как фотограф-фрилансер. Снимала для Monocle, The Guardian Weekend, The Financial Times, The Daily Telegraph, Bloomberg Business Week, Neon, Port, Forbes, Emirates Airlines, American Airlines и других.

В персональных фотопроектах Ольга ведёт хроники жизни отдалённых деревень России — небольших сообществ, потерянных в сельской местности. Показателен проект «Кич-Городок» на сайте фотографа — история обычного провинциального города. Ольга снимала портреты живущих в окрестностях людей, пытаясь продолжить стиль фотографий, сделанных другими фотографами и хранящимися в семейном архиве этих людей.
Александр Верёвкин (Alexander Veryovkin)
Родился в 1987 году в Ленинграде. В настоящее время живёт в Петербурге. В 2009 году закончил математико-механический факультет СПбГУ по специальности «Астрономия». В 2009–2011 гг. проходил обучение на факультете фотокорреспондентов им. Ю.А. Гальперина в Санкт-Петербурге. В 2011 поступил в «Фотодепартамент». С 2015 участник программы «Школа молодого художника» фонда «Про Арте». Принимал участие в выставке «Молодая российская фотография» (2012, 2013), а также других групповых выставках в Санкт-Петербурге, Москве, Норильске, Калининграде, Сыктывкаре, Красноярске, Минске, Амстердаме. В 2015 году был участником арт-резиденции A-i-R Barents в Норвегии.

Для знакомства с работами рекомендую отправиться на сайт автора, где каждый проект сопровождается детальной описательной частью. Это хороший пример того, как текст обогащает содержание фотографии. Начать можно с проекта «Комплекс непостоянного проживания».
Яна Романова (Jana Romanova)
Родилась в 1984 году в Санкт-Петербурге. Окончила факультет журналистики СПбГУ, факультет фотокорреспондентов им. Ю.Гальперина и Школу Молодого Художника фонда «Про Арте». Её проекты участвовали в международных выставках и фестивалях: Format, Chobi Mela, Cortona on the Move, Фотобиеннале 2016 в Москве, Riga Photography Biennale, Encontros da Imagem, The Backlight Festival, Encuentros Abietros Festival, Andrea Meislin Gallery и других.

Работает с фотографией и видео, исследуя тему коллективной идентичности на постсоветском пространстве. В своей работе часто использует методы партисипативного искусства (когда зритель перестаёт быть зрителем, а становится непосредственным участником и соавтором произведения). Ставит эксперименты над собой, во время которых пытается стать частью различных сообществ, подвергая сомнению свою собственную идентичность, и изучает роль фотографии в современном мире.
Анна Складманн (Anna Skladmann)
Анна Складманн родилась в Германии в 1984 году. Дочь эмигрантов из России. Училась искусству фотографии в Parsons School for Design, проживает и работает в Лондоне.

В проекте Little Adults («Маленькие взрослые») Анна снимает детей от 6 до 12 лет из семей российской элиты. Портреты выполнены в окружении дорогих автомобилей, одежды и предметов интерьера. На фотографиях дети выглядят очень по-взрослому, они самодостаточны, надменны и снисходительны. Этой работой Анна затрагивает проблему разделения общества, важности атрибутов статуса в российском обществе.
Саша Руденски (Sasha Rudensky)
В возрасте 10 лет вместе с родителями иммигрировала в США. Изучала студийное искусство и литературу в Уэслианском университете (Wesleyan University), где она получила степень бакалавра в 2001 году. В 2008 получила степень магистра в области фотографии в Йельском университете (Yale University). В настоящее время является доцентом фотографии в Уэслианском университете. Свои проекты Саша снимает в России и на Украине, пытаясь заново открыть для себя страну своего детства. Фотографии Руденски экспонировались в рамках персональных и коллективных выставок в Нью-Йорке, Лондоне, Риме, Гонконге, Санкт-Петербурге, а также публиковались в изданиях PDN Magazine, American Photo и Esquire.
Анастасия Цайдер (Anastasia Tsayder)
Родилась в 1983 году в Санкт-Петербурге. Живёт в Москве. Анастасия окончила факультет фотожурналистики Санкт-Петербургского Союза журналистов. Документальный фотограф, исследующий культурные и общественные взаимосвязи современной России. Публикации в Bloomberg Businessweek, Порт, Die Zeit, De Volkskrant, Washington Post, D-la Republica, РБК, The Guardian, Calvert, HERE, Lensculture, The Wired, Photogrvphy.com, The ART, Featureshoot.com и др.

В 2015 году — финалист Премии Кандинского в номинации «Молодой художник», принимала участие в Фестивале Rencontres d'Arles с серией «Мценск».

На примере деревенских интерьеров юга России исследует идеальный образ русской деревни как образ чего-то существующего, но скрытого от нас. Фотографии призваны показать что-то ни разу не виденное, безвозвратно утерянное, но кажущееся крайне знакомым — по живописи, книжным иллюстрациям, фильмам. Несмотря на всю призрачность этого мира, фотографии становятся доказательством его существования.
Екатерина Баженова-Ямаски (Ekaterina
Bazhenova-Yamasaki)
Родилась в Москве. В 2010 году получила степень Магистра изящных искусств в Челсинском колледже искусств и дизайна (MFA Chelsea College of Art and Design). В настоящее время живёт и работает в Лондоне.

Мультимедийный художник и фотограф. Снимает модные редакционные материалы в авангардном стиле для таких титулованных изданий как Pop, Interview и Husk. Производит инсталляции с использованием видео, слов и музыки, в которых исследует отношения между подлинностью и постановкой, формой и восприятием.
Евгения Арбугаева (Evgenia Arbugaeva)
Родилась в 1985 году в городе Тикси. В 2009 окончила Международный центр фотографии в Нью-Йорке (The International Center of Photography). В 2013 стала лауреатом престижных премий Leica Oskar Barnack и Magnum Foundation Emergency Fund. Снимает трогательные фотографии в отдалённых уголках нашей страны. Её работы выставлялись на международном уровне и появились в таких изданиях как National Geographic, Le Monde и The New Yorker.

Фотопроект Weather man посвящён работе полярника и метролога Вячеслава Короткого. Фотографии иллюстрируют рабочие моменты жизни мужчины на Северном Полюсе. Фотопроект был подготовлен по заданию журнала The New Yorker.
Максим Шер (Max Sher)
Родился в 1975 году в Ленинграде, изучал лингвистику в Кемеровском и Страсбургском университетах, в 2006 году занялся фотографией. В 2008-м был выдвинут на премию KLM Paul Huf Awards, в 2013 году стал финалистом премии Cord Prize.

Публикации: Le Monde, Esquire, The Guardian, Bloomberg Businessweek, Süddeutsche Zeitung Magazin, Observer The New Review, Libération, The Washington Post , Financial Times Weekend, Courrier International и других.

В своей серии «Русский палимпсест» Максим Шер фотографировал элементы постсоветского городского пространства, которые выглядят примерно одинаково вне зависимости от города и страны, будь то Россия, Украина или Казахстан. Шер собирал распространённые объекты городской среды, характерные для разных стран с общим историческим прошлым.
Мария Груздева (Maria Gruzdeva)
Родилась в 1989 в России. Работает над долгосрочными документальными проектами, подкреплёнными обширными исследованиями. В своей работе исследует вопросы коллективной памяти, места и принадлежности, взаимосвязь между ландшафтом и идентичностью.

Групповые и персональные выставки в России, Великобритании, Франции, Греции, Финляндии, Японии, Италии. Участие в фестивалях Les Rencontres d'Arles и Фестиваль политической фотографии в Хельсинки. Лауреат международной премии Gabriele Basilico по архитектуре и ландшафтной фотографии, Ideas Tap & Magnum Photos Photographic Award, Magenta Flash Forward Emerging Photographer, Fresh Faced Wild Eyed. В 2016 году Мария вошла список Forbes топ 30 младше 30 лет в категории «Искусство».
Маргарита Овчаренко (Margo Ovcharenko)
Родилась в 1989 году в России. Живёт в Москве. В 2011 году заочно окончила Кубанский государственный аграрный университет по специальности «юриспруденция», параллельно, с 2008 по 2011 год, училась в Московской школе фотографии и мультимедиа им. Родченко (курс документальной фотографии Ирины Меглинской). Получила грант в области поддержки молодой фотографии и стала резидентом La Fabrica: the Benetton group communication research center (2010–2011, Италия). В 2016 году получила степень магистра изящных искусств в колледже Хантер, Нью-Йорк (MFA Hunter college CUNY). Выступила с персональными выставками в рамках 8-го Международного Месяца Фотографии в Москве «Фотобиеналле» (2010), 7-го Московского Международного фестиваля: «Мода и Стиль в Фотографии» (2011), участвовала в крупном групповом фотопроекте Re:Generation в Лозанне (Швейцария), была представлена на Vienna art fair, Nofound photofair Paris и Международной фотоярмарке Carrousel du Louvre. Публикации в журналах Camera Austria, European Photography, Unless You Will, Calvert Magazine, Артхроника и в других изданиях.

Овчаренко работает с фотографией, экспериментируя с обнажённой натурой. Важное место в её работах занимают гендерные роли, стандарты красоты, границы и понятие интимности. Чаще всего моделями становятся люди, с которыми автор знакомится в интернете через социальные сети.
Николай Бирюков (Nikolay Biryukov)
Родился в Москве. Фэшн и рекламный фотограф. В настоящее время живёт в Лондоне. Окончил курс fashion-фотографии в лондонском Университете Искусств (University of the Arts London), а также London College of Fashion. Сотрудничает с Elle, Interview, Tatler, Harper's Bazaar, L'Officiel и другими изданиями.
Данила Ткаченко (Danila Tkachenko)
Родился в Москве в 1989 году. В 2014 он закончил Московскую школу фотографии им. Родченко, класс Валерия Нистратова. В этом же году Данила Ткаченко выиграл первый приз конкурса фотожурналистики World Press Photo в номинации Staged Portraits с проектом Escape, над которым работал три года.
~