— Или наоборот, найдёт это красивым.
— Или найдёт это красивым, да. Помимо того, чтобы разглядеть это, нужно ещё и вынести какое-то суждение. Зритель смотрит на всю картину в целом и впечатление складывается из комплекса элементов. А человек, который смотрит на себя и думает про кривой нос, судит об остальном только по одному элементу. Поэтому я за частные заказы не берусь. Когда фотографируешь для журнала, критерии очень понятные: насколько хорошо картинка вписывается в формат, сколько читателей остановят взгляд на фотографии, будет ли обложка выделяться на фоне всего ньюс-стенда, дорого ли выглядит картинка — свет «пыщ-пыщ» и при взгляде на неё отпадает челюсть? Всё, продано! А когда снимаешь для частного клиента, ему важно, чтобы нос был ровный, ну серьёзно, зачем тогда в это ввязываться. Очень шатко, можешь угадать, можешь не угадать.
— Всегда ли получается установить контакт, растопить лёд в работе с героем? Какие приёмы ты используешь, чтобы расслабить человека?
— Их вообще довольно много разных, я даже не уверен, что смогу все записать. Просто какие-то мелкие моменты всплывают в процессе взаимодействия. Но главное правило — держать контакт. У нас в Speos было задание фотографировать друг друга. И задача была даже не в том, чтобы снять портрет, а чтобы побыть моделью. Понять, насколько это устрашающий опыт, когда на тебя пялится стеклянный глаз и ты лишён коммуникации.
В этом главная ошибка начинающих фотографов. Они долго смотрят в камеру, соображают, что им нужно сделать дальше, и пока они так стоят, человек перед камерой потерян. Он брошен в одиночестве и начинает думать «ага, фотографу что-то не нравится, может это я как-то не так выгляжу, плохая затея была прийти сюда». Ни на секунду нельзя оставлять своего героя наедине с собой, нужно всё время держать контакт, объяснять, что делаешь. У меня возникают ситуации, когда я снимаю на объективы с ручной фокусировкой, это не быстро. Я говорю: «Извините, вот я должен сейчас в камеру потупить, пока вы замрёте, потому что у меня очень старый объектив, он даёт суперклассную картинку, но управлять им полный ад, и вот сейчас мне нужно минуту покрутить колечко». Ещё классный способ — поменяться местами, когда объясняешь, что хочешь сделать: «Я хочу с вами сделать очень классную картинку, где много света и он весь цветной, справа будет тревожный красный, слева успокаивающий голубой, штука сверху называется портретная тарелка — она освещает лицо. Давайте на мне это сейчас протестируем, возьмите камеру, сделайте мой портрет». Когда меняешься местами, всё, ты уже прорвал стену.