Приучить себя к дисциплине — самый сложный этап. Я всё ещё в процессе и это похоже на блуждание по лесу, интуитивное движение по внешним ориентирам. Одной из путеводных звёзд стал курс Тимура Зарудного о работе над длительными проектами.
В курсе Тимур делится различными приёмами, помогающими доводить начатые дела до конца. Особенно в отношении проектов, растянутых во времени. Если задачу можно сделать за два-три подхода, то с этим, как правило, не возникает больших проблем. А вот когда делаешь большой проект, например, снимаешь документальную серию фотографий (или ведёшь блог), то нужно постоянно поддерживать мотивацию, соблюдать сроки и видеть цель. Общая идея всех этих приёмов — снижать количество напрягов, возникающих в процессе.
И опять всё начинается с понимания цели. Чем конкретней формулировка, тем лучше. Например, «регулярно вести блог о фотографии» не сработает, в этой формулировке нет понимания результата, только процесс. А вот «писать посты, чтобы учиться чему-то новому» — гораздо лучше.
Сейчас каждый пост — мини-проект со своими целями. Этот, например, чтобы систематизировать то, что уже знаю и применяю, освежить в памяти полученные знания и, возможно, выявить белые пятна.
Ещё очень классная штука, которая со мной сработала, это не только описание результата выполнения цели, но и того, что будет, если её не достичь. Такая мотивация от противного — вербализация внутреннего страха подталкивает к завершению, уже не хочется облажаться.
Если я не буду вести блог, то это будет морально давить на меня. Буду развиваться как профессионал медленнее, узнавать меньше.
Чрезмерный перфекционизм — зло, от него нужно избавляться. Если ещё на старте разрешить себе сделать фигню, будет проще. Я пишу посты не для того, чтобы получить Пулитцеровскую премию, а чтобы решить собственные задачи. Меня не сильно заботит, что думают об этом окружающие, всё это в первую очередь для меня, а если это окажется полезным кому-то ещё — ну, супер, но это не обязательно. Конечно, это не значит, что можно гнать откровенную халтуру. Я понимаю, что пост не напишется с первого раза и скорее всего мне придётся переписать этот абзац раза три. Но как только я почувствую, что он готов на 80% — можно публиковать. Оставшиеся 20% сожрут в два раза больше времени и сил, чем вся предыдущая работа. Разницу никто не оценит, да и по правде 80% это уже много, большинство и до 50% не дотягивает.
Важно определить МДП — минимально полезное действие для каждого проекта. Чтобы опубликовать пост, нужно его писать, а не выбирать лучшую программу для работы с текстом, подбирать картинки и размышлять над структурой. Всё это не приближает меня к финальному результату.
МДП для блога — писать 45 минут ежедневно. Завожу таймер и пишу. Определить временные рамки тоже важно, идеально писать в одно и то же время каждый день, так мозг быстрее выработает привычку, и работа будет выполняться с меньшим сопротивлением. Об этом можно более подробно прочесть в посте «
Эффективные способы обучения». Но если честно, с этим у меня проблемы, съёмки проходят в разное время и график каждого дня строится индивидуально. Более-менее удаётся соблюдать утренние ритуалы: медитация и пробежка.
Этот недостаток стараюсь компенсировать однообразной схемой в работе над проектом. В написании постов у меня так:
- Сначала я тезисно накидываю идеи, которые хочу раскрыть в посте.
- Затем развиваю каждый тезис, собираю примеры. На этом этапе пишу как придётся, без оглядки на грамматику и стилистику. Даже не перечитываю написанное.
- Когда раскрыты все тезисы, начинаю перечитывать и переписывать. Удаляю лишнее, добавляю примеры, согласую стилистику.
- Проверяю грамматику. (Точнее, отправляю редактору. Лара, привет!)
На каждом этапе пост готов на 100%, с каждым новым подходом меняется глубина проработки. Аналогичным образом и с обработкой фотографий. За один подход я отбираю, затем делаю первичную коррекцию и в последний подход ретушь.
Так как я работаю дома, то бывает сложно сосредоточиться на задаче. Тут и диван под боком, чай с плюшками и телек с сериальчиками. Короче, рассадник соблазнов для прокрастинатора. Чтобы войти в рабочий ритм, я начинаю с простеньких задач, главное усадить себя за стол и начать делать. Помните, да, можно браться за любую задачу из списка. Самое сложное — продержаться первые 10 минут, затем мозг отключает сопротивление и входит в рабочий режим. И вот тут важно не нарушить это состояние. По этой причине экран моего телефона всегда пуст. Только я решаю, когда мне проверить сообщения и на них ответить.
Но ступор случается всё равно. В такие моменты нужно уметь брать паузу. Для этого я веду дневник и каждую неделю подвожу итоги. Чем больше наблюдаешь за собой, тем менее болезненно воспринимаются эти паузы. Потому что прогресс и так виден, со временем появляется понимание, что пошло не так, где случился сбой и как его поправить.
Чтобы сохранять мотивацию или подбодрить себя в период слабости, периодически возвращаюсь к целям на год и миссии, это не даёт забыть, зачем всё это делается и как конкретные шаги приближают меня к цели. Конечно, нужно смотреть и слушать, что прёт, собирать мудборды, медитировать. И, самое главное, делать!