14 октября 2021

Где и как проявлять и сканировать фотоплёнки


Evgenii Demshin. Плёнка Kodak E100 проявка про процессу E6 в лаборатории Среда
Несколько лет назад я увлёкся плёночной фотографией и столкнулся с отсутствием качественной проявки, печати и сканирования готовых фотоплёнок в своём городе. Есть несколько минилабов, которые давно сменили основной профиль. Так как заказы случаются нечасто, владельцы не вкладываются в это направление и не следят за состоянием оборудования. В результате — длительные сроки выполнения заказов, низкая квалификация лаборантов и использование просроченной химии. Я пробовал проявлять в местных лабораториях, но качество негативов было отвратительным: с разводами, отпечатками пальцев и кучей пыли на негативах. Со сканами дела ещё хуже: совсем невозможно отсканировать плёнку типа 120, а сканы плёнки типа 135 выглядят сильно контрастными, перенасыщенными и с вылетами в светах и тенях.

Мне кажется, эта ситуация свойственна многим провинциальным городам. Любителям плёночной фотографии из регионов остаётся два варианта: либо отправлять отснятые плёнки в хорошие лабы Москвы и Питера, либо закупать оборудование и осваивать весь процесс самостоятельно. Я пробовал и то и другое. В этом посте расскажу о своём опыте работы с несколькими лабами; как купил сканер и понял, что без хорошего софта он бесполезен и почему пришлось учиться проявке цветных и чёрно-белых плёнок.
  • Камера: Mamiya RZ67
    Плёнка: Kodak E100
    Проявка и скан: «Среда»
Камера: Mamiya RZ67 | Плёнка: Kodak E100 | Проявка и скан: лаборатория «Среда»
Несколько лет назад я увлёкся плёночной фотографией и столкнулся с отсутствием качественной проявки, печати и сканирования готовых фотоплёнок в своём городе. Есть несколько минилабов, которые давно сменили основной профиль. Так как заказы случаются нечасто, владельцы не вкладываются в это направление и не следят за состоянием оборудования. В результате — длительные сроки выполнения заказов, низкая квалификация лаборантов и использование просроченной химии. Я пробовал проявлять в местных лабораториях, но качество негативов было отвратительным: с разводами, отпечатками пальцев и кучей пыли на негативах. Со сканами дела ещё хуже: совсем невозможно отсканировать плёнку типа 120, а сканы плёнки типа 135 выглядят сильно контрастными, перенасыщенными и с вылетами в светах и тенях.

Мне кажется, эта ситуация свойственна многим провинциальным городам. Любителям плёночной фотографии из регионов остаётся два варианта: либо отправлять отснятые плёнки в хорошие лабы Москвы и Питера, либо закупать оборудование и осваивать весь процесс самостоятельно. Я пробовал и то и другое. В этом посте расскажу о своём опыте работы с несколькими лабами; как купил сканер и понял, что без хорошего софта он бесполезен и почему пришлось учиться проявке цветных и чёрно-белых плёнок.
Качественная проявка и сканирование в лаборатории
Я пользуюсь услугами двух лабораторий: «Среда» и Archive. Слышал очень много хороших отзывов о Lighthouse. В этих лабах работают опытные профессионалы, которые соблюдают технологический процесс, внимательно и аккуратно обращаются с плёнкой, следят за оборудованием и своевременно меняют химию. Можно смело доверять любой из них, но есть нюансы.

Рост популярности плёночной фотографии отчасти связан с гармоничными цветами, которые получаются при съёмке на цветную плёнку. Задача хорошей лаборатории передать эти цветовые сочетания с минимальным искажением. Но цветопередача финального изображения зависит от сканера, его настроек и, в случае если сам фотограф не может присутствовать во время сканирования, от оператора. Поэтому сканы одного негатива из разных лабораторий или с разных сканеров могут отличаться друг от друга. Это не значит, что где-то лучше или хуже, выбор конкретного варианта зависит от предпочтений фотографа.

Для иллюстрации возможных отличий я отправил во все эти лабы одну и ту же плёнку для сканирования на разных моделях сканеров. Я не преследую цели выяснить, какой сканер лучше или составить рейтинг лабораторий. Повторюсь, все перечисленные лабы предоставляют качественный сервис, не допускают грубых ошибок и нарушений технологического процесса. В чём-то они пересекаются, но в каждой есть особенности и разное оборудование. На эти различия я и хочу обратить внимание.
Я пользуюсь услугами двух лабораторий: «Среда» и Archive. Слышал очень много хороших отзывов о Lighthouse. В этих лабах работают опытные профессионалы, которые соблюдают технологический процесс, внимательно и аккуратно обращаются с плёнкой, следят за оборудованием и своевременно меняют химию. Можно смело доверять любой из них, но есть нюансы.

Рост популярности плёночной фотографии отчасти связан с гармоничными цветами, которые получаются при съёмке на цветную плёнку. Задача хорошей лаборатории передать эти цветовые сочетания с минимальным искажением. Но цветопередача финального изображения зависит от сканера, его настроек и, в случае если сам фотограф не может присутствовать во время сканирования, от оператора. Поэтому сканы одного негатива из разных лабораторий или с разных сканеров могут отличаться друг от друга. Это не значит, что где-то лучше или хуже, выбор конкретного варианта зависит от предпочтений фотографа.

Для иллюстрации возможных отличий я отправил во все эти лабы одну и ту же плёнку для сканирования на разных моделях сканеров. Я не преследую цели выяснить, какой сканер лучше или составить рейтинг лабораторий. Повторюсь, все перечисленные лабы предоставляют качественный сервис, не допускают грубых ошибок и нарушений технологического процесса. В чём-то они пересекаются, но в каждой есть особенности и разное оборудование. На эти различия я и хочу обратить внимание.
«Среда»
Archive
Lighthouse
Творческая лаборатория «Среда»

Сайт: https://sreda.photo/lab/develop_scan/price

Услуги:

  • Проявка плёнок по процессам D76 (чёрно-белые), C41 (цветные), E6 (слайд), ECN-II (киноплёнки)
  • Сканирование, тип 135 («узкие», 35 мм), тип 120 («широкие», средний формат), листовые фотоплёнки 4×5, 5×7, 8×10
Сканеры:
  • Noritsu HS-1800
  • Fuji Frontier SP-3000
  • Nikon Coolscan 5000 и 9000
  • Epson 10 000 XL
Особенности:
Скорость, качество и доступные тарифы — главные преимущества этой лаборатории. За счёт очень точно настроенной логистики в «Среде» от оформления заказа до прихода ссылки на скачивание проходит меньше часа. Сканы получаются чистыми, с хорошими цветами. Сюда я отправляю 135 и 120 плёнки на проявку и сканирование по тарифу «Стандарт», на момент написания статьи это стоит 450₽. Рекомендую эту лабораторию, если вам важно получить качественные фотографии, не вникая и не вмешиваясь в процесс сканирования.

Как работают с заказами из регионов:
Принимают плёнки по почте. Подробная инструкция на сайте лаборатории.

Сайт: https://sreda.photo/lab/develop_scan/price

Услуги:
  • Проявка плёнок по процессам D76 (чёрно-белые), C41 (цветные), E6 (слайд), ECN-II (киноплёнки)
  • Сканирование, тип 135 («узкие», 35 мм), тип 120 («широкие», средний формат), листовые фотоплёнки 4×5, 5×7, 8×10
Сканеры:
  • Noritsu HS-1800
  • Fuji Frontier SP-3000
  • Nikon Coolscan 5000 и 9000
  • Epson 10 000 XL
Особенности:
Скорость, качество и доступные тарифы — главные преимущества этой лаборатории. За счёт очень точно настроенной логистики в «Среде» от оформления заказа до прихода ссылки на скачивание проходит меньше часа. Сканы получаются чистыми, с хорошими цветами. Сюда я отправляю 135 и 120 плёнки на проявку и сканирование по тарифу «Стандарт», на момент написания статьи это стоит 450₽. Рекомендую эту лабораторию, если вам важно получить качественные фотографии, не вникая и не вмешиваясь в процесс сканирования.

Как работают с заказами из регионов:
Принимают плёнки по почте. Подробная инструкция на сайте лаборатории.

Обе книжки заказывал в типографии couturebook. Когда я снимал свадьбы, то делал там альбомы для клиентов и был доволен качеством.
Обе книжки заказывал в типографии couturebook. Когда я снимал свадьбы, то делал там альбомы для клиентов и был доволен качеством.
В начале года я купил двенадцать катушек чёрно-белой плёнки, по одной на каждый месяц. Основным инструментом стала автоматическая плёночная мыльница Олимпус XA2, с ней не нужно думать о настройках — просто фиксируешь происходящее. Так я сразу ограничил себя 36 кадрами в месяц, и решил проблему количества фотографий, в год их получается всего 432. Установил правило — снимать каждый сюжет в виде диптиха: иногда с небольшим смещением точки съёмки, иногда с временным интервалом, а иногда с одной точки, но в противоположные стороны. Получается, я как бы сразу снимаю разворотами, при вёрстке не нужно выбирать, какие карточки ставить рядом. По итогам года останется отобрать лучшие пары и оформить их в альбом.
В начале года я купил двенадцать катушек чёрно-белой плёнки, по одной на каждый месяц. Основным инструментом стала автоматическая плёночная мыльница Олимпус XA2, с ней не нужно думать о настройках — просто фиксируешь происходящее. Так я сразу ограничил себя 36 кадрами в месяц, и решил проблему количества фотографий, в год их получается всего 432. Установил правило — снимать каждый сюжет в виде диптиха: иногда с небольшим смещением точки съёмки, иногда с временным интервалом, а иногда с одной точки, но в противоположные стороны. Получается, я как бы сразу снимаю разворотами, при вёрстке не нужно выбирать, какие карточки ставить рядом. По итогам года останется отобрать лучшие пары и оформить их в альбом.
Mamiya RZ67 | Sekor Z 90mm f/3.5 | Fujifilm 400H PRO
Мне кажется, в этом формате идеально сочетаются преимущества всех предыдущих вариантов:

  • наблюдение за жизнью в ежедневном формате;
  • чёткие количественные ограничения;
  • интересный и нескучный формат;
  • понятный и вовлекающий формат для посторонних, в отличие от секундных видеокусочков.

Мне кажется, в этом формате идеально сочетаются преимущества всех предыдущих вариантов:

  • наблюдение за жизнью в ежедневном формате;
  • чёткие количественные ограничения;
  • интересный и нескучный формат;
  • понятный и вовлекающий формат для посторонних, в отличие от секундных видеокусочков.
Подписывайтесь на мою рассылку о фотографии, вдохновении и творческом развитии

смотрите также