28 октября 2021

Где и как проявлять и сканировать фотоплёнки


Evgenii Demshin. Плёнка Kodak E100 проявка про процессу E6 в лаборатории Среда
Несколько лет назад я увлёкся плёночной фотографией и столкнулся с отсутствием качественной проявки, печати и сканирования готовых фотоплёнок в своём городе. Есть несколько минилабов, которые давно сменили основной профиль. Так как заказы случаются нечасто, владельцы не вкладываются в это направление и не следят за состоянием оборудования. В результате — длительные сроки выполнения заказов, низкая квалификация лаборантов и использование просроченной химии. Я пробовал проявлять в местных лабораториях, но качество негативов было отвратительным: с разводами, отпечатками пальцев и кучей пыли на негативах. Со сканами дела ещё хуже: совсем невозможно отсканировать плёнку типа 120, а сканы плёнки типа 135 выглядят сильно контрастными, перенасыщенными и с вылетами в светах и тенях.

Мне кажется, эта ситуация свойственна многим провинциальным городам. Любителям плёночной фотографии из регионов остаётся два варианта: либо отправлять отснятые плёнки в хорошие лабы Москвы и Питера, либо закупать оборудование и осваивать весь процесс самостоятельно. Я пробовал и то и другое. В этом посте расскажу о своём опыте работы с несколькими лабами; как купил сканер и понял, что без хорошего софта он бесполезен и почему пришлось учиться проявке цветных и чёрно-белых плёнок.
  • Камера: Mamiya RZ67
    Плёнка: Kodak E100
    Проявка и скан: «Среда»
Камера: Mamiya RZ67 | Плёнка: Kodak E100 | Проявка и скан: лаборатория «Среда»
Несколько лет назад я увлёкся плёночной фотографией и столкнулся с отсутствием качественной проявки, печати и сканирования готовых фотоплёнок в своём городе. Есть несколько минилабов, которые давно сменили основной профиль. Так как заказы случаются нечасто, владельцы не вкладываются в это направление и не следят за состоянием оборудования. В результате — длительные сроки выполнения заказов, низкая квалификация лаборантов и использование просроченной химии. Я пробовал проявлять в местных лабораториях, но качество негативов было отвратительным: с разводами, отпечатками пальцев и кучей пыли на негативах. Со сканами дела ещё хуже: совсем невозможно отсканировать плёнку типа 120, а сканы плёнки типа 135 выглядят сильно контрастными, перенасыщенными и с вылетами в светах и тенях.

Мне кажется, эта ситуация свойственна многим провинциальным городам. Любителям плёночной фотографии из регионов остаётся два варианта: либо отправлять отснятые плёнки в хорошие лабы Москвы и Питера, либо закупать оборудование и осваивать весь процесс самостоятельно. Я пробовал и то и другое. В этом посте расскажу о своём опыте работы с несколькими лабами; как купил сканер и понял, что без хорошего софта он бесполезен и почему пришлось учиться проявке цветных и чёрно-белых плёнок.
Качественная проявка и сканирование в лаборатории
Я пользуюсь услугами двух лабораторий: «Среда» и Archive. Слышал очень много хороших отзывов о Lighthouse. В этих лабах работают опытные профессионалы, которые соблюдают технологический процесс, внимательно и аккуратно обращаются с плёнкой, следят за оборудованием и своевременно меняют химию. Можно смело доверять любой из них, но есть нюансы.

Рост популярности плёночной фотографии отчасти связан с гармоничными цветами, которые получаются при съёмке на цветную плёнку. Задача хорошей лаборатории передать эти цветовые сочетания с минимальным искажением. Но цветопередача финального изображения зависит от сканера, его настроек и, в случае если сам фотограф не может присутствовать во время сканирования, от оператора. Поэтому сканы одного негатива из разных лабораторий или с разных сканеров могут отличаться друг от друга. Это не значит, что где-то лучше или хуже, выбор конкретного варианта зависит от предпочтений фотографа.

Для иллюстрации возможных отличий я отправил во все эти лабы одну и ту же плёнку для сканирования на разных моделях сканеров. Я не преследую цели выяснить, какой сканер лучше или составить рейтинг лабораторий. Повторюсь, все перечисленные лабы предоставляют качественный сервис, не допускают грубых ошибок и нарушений технологического процесса. В чём-то они пересекаются, но в каждой есть особенности и разное оборудование. На эти различия я и хочу обратить внимание.
Я пользуюсь услугами двух лабораторий: «Среда» и Archive. Слышал очень много хороших отзывов о Lighthouse. В этих лабах работают опытные профессионалы, которые соблюдают технологический процесс, внимательно и аккуратно обращаются с плёнкой, следят за оборудованием и своевременно меняют химию. Можно смело доверять любой из них, но есть нюансы.

Рост популярности плёночной фотографии отчасти связан с гармоничными цветами, которые получаются при съёмке на цветную плёнку. Задача хорошей лаборатории передать эти цветовые сочетания с минимальным искажением. Но цветопередача финального изображения зависит от сканера, его настроек и, в случае если сам фотограф не может присутствовать во время сканирования, от оператора. Поэтому сканы одного негатива из разных лабораторий или с разных сканеров могут отличаться друг от друга. Это не значит, что где-то лучше или хуже, выбор конкретного варианта зависит от предпочтений фотографа.

Для иллюстрации возможных отличий я отправил во все эти лабы одну и ту же плёнку для сканирования на разных моделях сканеров. Я не преследую цели выяснить, какой сканер лучше или составить рейтинг лабораторий. Повторюсь, все перечисленные лабы предоставляют качественный сервис, не допускают грубых ошибок и нарушений технологического процесса. В чём-то они пересекаются, но в каждой есть особенности и разное оборудование. На эти различия я и хочу обратить внимание.
«Среда»
Archive
Lighthouse
«Среда»
Сайт: https://sreda.photo/lab/develop_scan/price

Услуги:
  • Проявка плёнок по процессам D76 (чёрно-белые), C41 (цветные), E6 (слайд), ECN-II (киноплёнки)
  • Сканирование, тип 135 («узкие», 35 мм), тип 120 («широкие», средний формат), листовые фотоплёнки 4×5, 5×7, 8×10

Сканеры:
  • Noritsu HS-1800
  • Fuji Frontier SP-3000
  • Nikon Coolscan 5000 и 9000
  • Epson 10 000 XL

Особенности:
Скорость, качество и доступные тарифы — главные преимущества этой лаборатории. За счёт очень точно настроенной логистики в «Среде» от оформления заказа до прихода ссылки на скачивание проходит меньше часа. Сканы получаются чистыми, с хорошими цветами. Сюда я отправляю 135 и 120 плёнки на проявку и сканирование по тарифу «Стандарт», на момент написания статьи это стоит 450₽. Рекомендую эту лабораторию, если вам важно получить качественные фотографии, не вникая и не вмешиваясь в процесс сканирования.

Как работают с заказами из регионов:
Принимают плёнки по почте. Подробная инструкция на сайте лаборатории.

Сайт: https://sreda.photo/lab/develop_scan/price

Услуги:
  • Проявка плёнок по процессам D76 (чёрно-белые), C41 (цветные), E6 (слайд), ECN-II (киноплёнки)
  • Сканирование, тип 135 («узкие», 35 мм), тип 120 («широкие», средний формат), листовые фотоплёнки 4×5, 5×7, 8×10

Сканеры:
  • Noritsu HS-1800
  • Fuji Frontier SP-3000
  • Nikon Coolscan 5000 и 9000
  • Epson 10 000 XL

Особенности:
Скорость, качество и доступные тарифы — главные преимущества этой лаборатории. За счёт очень точно настроенной логистики в «Среде» от оформления заказа до прихода ссылки на скачивание проходит меньше часа. Сканы получаются чистыми, с хорошими цветами. Сюда я отправляю 135 и 120 плёнки на проявку и сканирование по тарифу «Стандарт», на момент написания статьи это стоит 450₽. Рекомендую эту лабораторию, если вам важно получить качественные фотографии, не вникая и не вмешиваясь в процесс сканирования.

Как работают с заказами из регионов:
Принимают плёнки по почте. Подробная инструкция на сайте лаборатории.

«Среда»
Archive
Lighthouse
Archive
Сайт:http://archivelab.tilda.ws/laboratory

Услуги:
  • Проявка плёнок по процессам D76 (чёрно-белые), C41 (цветные), ECN-II (киноплёнки)
  • Сканирование, тип 135 («узкие», 35 мм), тип 120 («широкие», средний формат

Сканеры:
  • Imacon X5
  • Noritsu HS-180

Особенности:
Сканер Имакон выдаёт фантастическую детализацию, высокое разрешение, очень широкий динамический диапазон и чистые цвета. Об этой лаборатории я узнал от коллег, снимающих фешен на плёнку, именно сюда они обращаются за максимальным качеством. Но услуги лаборатории стоят дорого: проявка плёнки от 250₽, сканирование на Имаконе возможно в двух вариантах:
  • самостоятельно, в этом случае аренда рабочего места стоит 1000₽ в час
  • оператором лаборатории, в этом случае стоимость составляет 350₽ за один кадр
Так как присутствовать лично я не могу, приходится заказывать покадровое сканирование, десять кадров со 120 плёнки обойдутся в 3500₽. Поэтому я предварительно проявляю все плёнки в «Среде» по стандартному тарифу, убедившись, что есть кадры достойные более высокого качества сканирования, пересылаю плёнки в Archive.

Ещё одно достоинство лаборатории в том, что даже при дистанционном заказе возможно самостоятельно очень тонко настроить результат сканирования. Для этого нужно скачать программу, с которой работает сканер, а из лаборатории присылают сканы в специальном рав-формате. Получается то же самое, как если сидеть за сканером и управлять процессом.

Как работают с заказами из регионов: Принимают плёнки курьерской службой. Адрес доставки на сайте лаборатории.
Сайт:http://archivelab.tilda.ws/laboratory

Услуги:
  • Проявка плёнок по процессам D76 (чёрно-белые), C41 (цветные), ECN-II (киноплёнки)
  • Сканирование, тип 135 («узкие», 35 мм), тип 120 («широкие», средний формат

Сканеры:
  • Imacon X5
  • Noritsu HS-180

Особенности:
Сканер Имакон выдаёт фантастическую детализацию, высокое разрешение, очень широкий динамический диапазон и чистые цвета. Об этой лаборатории я узнал от коллег, снимающих фешен на плёнку, именно сюда они обращаются за максимальным качеством. Но услуги лаборатории стоят дорого: проявка плёнки от 250₽, сканирование на Имаконе возможно в двух вариантах:
  • самостоятельно, в этом случае аренда рабочего места стоит 1000₽ в час
  • оператором лаборатории, в этом случае стоимость составляет 350₽ за один кадр
Так как присутствовать лично я не могу, приходится заказывать покадровое сканирование, десять кадров со 120 плёнки обойдутся в 3500₽. Поэтому я предварительно проявляю все плёнки в «Среде» по стандартному тарифу, убедившись, что есть кадры достойные более высокого качества сканирования, пересылаю плёнки в Archive.

Ещё одно достоинство лаборатории в том, что даже при дистанционном заказе возможно самостоятельно очень тонко настроить результат сканирования. Для этого нужно скачать программу, с которой работает сканер, а из лаборатории присылают сканы в специальном рав-формате. Получается то же самое, как если сидеть за сканером и управлять процессом.

Как работают с заказами из регионов: Принимают плёнки курьерской службой. Адрес доставки на сайте лаборатории.
«Среда»
Archive
Lighthouse
Lighthouse
Сайт:https://lighthousefilmlab.com

Услуги:
  • Проявка плёнок по процессам D76 (чёрно-белые), C41 (цветные), E6 (слайд), ECN-II (киноплёнки)
  • Сканирование, тип 135 («узкие», 35 мм), тип 120 («широкие», средний формат)

Сканеры:
  • Imacon X5
  • Noritsu HS-1800
  • Fuji Frontier SP-3000
  • Epson 10000 XL

Особенности: Как я уже писал, опыта работы с этой лабораторией у меня нет. Отправил туда только одну плёнку для иллюстрации разницы между Фронтьером и Норитсу. Лаборатория очень хорошо оснащена: тут есть и сканеры для поточной и для штучной работы. На самом деле, это может быть удобно: сделать предварительное сканирование на Фронтьере, а лучшие кадры отправить на Имакон без пересылки в другую лабу. Тут чуть подороже чем в «Среде», а покадровое сканирование на Имаконе стоит аналогично Archive.

Есть ещё одна классная опция: при заказе сканирования по тарифу премиум есть возможность прислать референсы к сканам, указать пожелания по цветам, плотности и яркости снимков. В результате все кадры будут выровненны по плотности и цвету, без пыли и царапин. Фактически вся постобработка будет выполнена в лаборатории. По сайту лаборатории видно, что ребята заточены под индивидуальную работу с каждым клиентом. Это подкупает.

Как работают с заказами из регионов: Принимают плёнки почтой и курьерской службой. Подробная инструкция на сайте лаборатории.
Сайт:https://lighthousefilmlab.com

Услуги:
  • Проявка плёнок по процессам D76 (чёрно-белые), C41 (цветные), E6 (слайд), ECN-II (киноплёнки)
  • Сканирование, тип 135 («узкие», 35 мм), тип 120 («широкие», средний формат)

Сканеры:
  • Imacon X5
  • Noritsu HS-1800
  • Fuji Frontier SP-3000
  • Epson 10000 XL

Особенности: Как я уже писал, опыта работы с этой лабораторией у меня нет. Отправил туда только одну плёнку для иллюстрации разницы между Фронтьером и Норитсу. Лаборатория очень хорошо оснащена: тут есть и сканеры для поточной и для штучной работы. На самом деле, это может быть удобно: сделать предварительное сканирование на Фронтьере, а лучшие кадры отправить на Имакон без пересылки в другую лабу. Тут чуть подороже чем в «Среде», а покадровое сканирование на Имаконе стоит аналогично Archive.

Есть ещё одна классная опция: при заказе сканирования по тарифу премиум есть возможность прислать референсы к сканам, указать пожелания по цветам, плотности и яркости снимков. В результате все кадры будут выровненны по плотности и цвету, без пыли и царапин. Фактически вся постобработка будет выполнена в лаборатории. По сайту лаборатории видно, что ребята заточены под индивидуальную работу с каждым клиентом. Это подкупает.

Как работают с заказами из регионов: Принимают плёнки почтой и курьерской службой. Подробная инструкция на сайте лаборатории.
Самостоятельная проявка и сканирование плёнок
Главная причина по которой я задумался о самостоятельном сканировании, это сроки. Отправлять плёнки поштучно выходит достаточно накладно, поэтому приходилось копить штук 5−10 и отсылать разом. Мне удачно подвернулся Epson V750 Pro за 20 000₽, который я купил, думая, что он позволит достаточно просто получать сканы приемлемого качества, а возможно и экономить. Но я сильно заблуждался. Качество картинок, выдаваемое сканером по умолчанию было очень плохим. Постепенно я довёл результат до уровня сопоставимого с качеством выдаваемого сканерами Фронтьер или Норитсу.

В первую очередь мне пришлось докупить программно обеспечение:

  • Свежую версию SilverFast SE 8.8 для получения сканов в формате DNG. Этой программой я получаю рав-файл со сканера. Лицензия стоит 50 €.
  • Плагин Negative Lab Pro для Lightroom, который конвертирует негативный DNG в позитивное изображение с правильной цветопередачей. Лицензия стоит 100 $.
Именно эта связка обеспечила хороший цвет в финальных сканах. Кроме этого, пришлось докупить рамку с антиньютоновским стеклом, чтобы увеличить резкость на сканах и избавиться от колец ньютона (муара) на финальных изображениях. Рамка обошлась в 4500₽.
Главная причина по которой я задумался о самостоятельном сканировании, это сроки. Отправлять плёнки поштучно выходит достаточно накладно, поэтому приходилось копить штук 5−10 и отсылать разом. Мне удачно подвернулся Epson V750 Pro за 20 000₽, который я купил, думая, что он позволит достаточно просто получать сканы приемлемого качества, а возможно и экономить. Но я сильно заблуждался. Качество картинок, выдаваемое сканером по умолчанию было очень плохим. Постепенно я довёл результат до уровня сопоставимого с качеством выдаваемого сканерами Фронтьер или Норитсу.

В первую очередь мне пришлось докупить программно обеспечение:

  • Свежую версию SilverFast SE 8.8 для получения сканов в формате DNG. Этой программой я получаю рав-файл со сканера. Лицензия стоит 50 €.
  • Плагин Negative Lab Pro для Lightroom, который конвертирует негативный DNG в позитивное изображение с правильной цветопередачей. Лицензия стоит 100 $.
Именно эта связка обеспечила хороший цвет в финальных сканах. Кроме этого, пришлось докупить рамку с антиньютоновским стеклом, чтобы увеличить резкость на сканах и избавиться от колец ньютона (муара) на финальных изображениях. Рамка обошлась в 4500₽.
После всех этих расходов и усилий качество сканирования существенно увеличилось и вполне меня удовлетворяет. Но чисто экономически в этом нет никакого смысла. Суммарные расходы составили приблизительно 35 000₽, за эти деньги я бы мог отсканировать и проявить в «Среде» семьдесят семь плёнок. Такое количество я снимаю примерно за три года.
После всех этих расходов и усилий качество сканирования существенно увеличилось и вполне меня удовлетворяет. Но чисто экономически в этом нет никакого смысла. Суммарные расходы составили приблизительно 35 000₽, за эти деньги я бы мог отсканировать и проявить в «Среде» семьдесят семь плёнок. Такое количество я снимаю примерно за три года.
«Среда»
Epson V750 PRO
Lighthouse
Archive
Epson V750 PRO
Lighthouse
Кстати, о проявке. Прежде чем загрузить плёнку в сканер её нужно проявить, а как вы помните, с этим в Перми большие проблемы. Поэтому мне пришлось осваивать и проявку. На некоторое время пришлось переключиться на чёрно-белую плёнку, так как проявка по процессу D76 в домашних условиях существенно проще. После освоил и цветную плёнку по процессу C41. Для этого пришлось докупить всякого оборудования и химикатов ещё на 7000₽, а это ещё пятнадцать проявок и сканирований в «Среде».

И ещё одна ложка дёгтя — это времязатратный процесс. Чтобы проявить и отсканировать одну плёнку приходится тратить от двух до трёх часов. В то время как при заказе в лаборатории все временные издержки — это пятнадцать минут в почтовом отделении.

Но несмотря на очевидные недостатки и сложности этого процесса, я ни о чём не жалею и рад, что решился попробовать. Пока изучал технологию проявки, стал лучше понимать, как работает плёнка и что можно с ней делать дополнительно. Плюс — это очень медитативное, приятное занятие, похожее на магию: вот у тебя ничего не было, смешал всякие жидкости, покрутил бачок и получилось изображение. А на этапе сканирования можно не спеша поработать с каждым снимком.
Кстати, о проявке. Прежде чем загрузить плёнку в сканер её нужно проявить, а как вы помните, с этим в Перми большие проблемы. Поэтому мне пришлось осваивать и проявку. На некоторое время пришлось переключиться на чёрно-белую плёнку, так как проявка по процессу D76 в домашних условиях существенно проще. После освоил и цветную плёнку по процессу C41. Для этого пришлось докупить всякого оборудования и химикатов ещё на 7000₽, а это ещё пятнадцать проявок и сканирований в «Среде».

И ещё одна ложка дёгтя — это времязатратный процесс. Чтобы проявить и отсканировать одну плёнку приходится тратить от двух до трёх часов. В то время как при заказе в лаборатории все временные издержки — это пятнадцать минут в почтовом отделении.

Но несмотря на очевидные недостатки и сложности этого процесса, я ни о чём не жалею и рад, что решился попробовать. Пока изучал технологию проявки, стал лучше понимать, как работает плёнка и что можно с ней делать дополнительно. Плюс — это очень медитативное, приятное занятие, похожее на магию: вот у тебя ничего не было, смешал всякие жидкости, покрутил бачок и получилось изображение. А на этапе сканирования можно не спеша поработать с каждым снимком.
Если вы чувствуете, что вам тоже зайдёт и будет интересно проделать весь путь самостоятельно, напишите мне письмо, я более подробно расскажу с чего начать, что и где покупать и поделюсь ссылками на материалы, которые помогли мне в самом начале.
  • Кадры самостоятельно проявленные и отсканированный на Epson V750 PRO
  • Кадры самостоятельно проявленные и отсканированный на Epson V750 PRO
Если вы чувствуете, что вам тоже зайдёт и будет интересно проделать весь путь самостоятельно, напишите мне письмо, я более подробно расскажу с чего начать, что и где покупать и поделюсь ссылками на материалы, которые помогли мне в самом начале.
Подписывайтесь на мою рассылку о фотографии, вдохновении и творческом развитии

смотрите также