12 августа 2021

Как выровнять баланс белого разных источников света с помощью конверсионных гелей CTO и CTB


Гели — это прозрачные цветные плёнки, применяемые для модификации освещения в фотографии, видео и сценическом освещении. Свет, проходя через гель, окрашивается в его цвет. Чаще всего такой эффект используется для создания ярких, необычных фотографий, имитации неонового освещения или усиления драматизма в кадре.
Но это не единственное предназначение гелей. Профессиональные осветители чаще всего используют конверсионные гели CTO и CTB, чтобы поставленный свет мимикрировал под окружающее освещение в кадре и выглядел реалистично. Например, на снимке ниже я сижу в освещении тёплого света от напольной лампы, в то время как остальная часть квартиры освещена холодным сумеречным светом из окна. Но на самом деле весь свет в кадре поставлен тремя источниками с цветными гелями на них. В этом посте разберёмся, как использовать конверсионные гели для создания сбалансированных или контрастных по цвету фотографий.
  • В использовании цветных гелей можно зайти очень далеко и добиться вот такого футуристического эффекта
В использовании цветных гелей можно зайти очень далеко и добиться вот такого футуристического эффекта
Но это не единственное предназначение гелей. Профессиональные осветители чаще всего используют конверсионные гели CTO и CTB, чтобы поставленный свет мимикрировал под окружающее освещение в кадре и выглядел реалистично. Например, на снимке ниже я сижу в освещении тёплого света от напольной лампы, в то время как остальная часть квартиры освещена холодным сумеречным светом из окна. Но на самом деле весь свет в кадре поставлен тремя источниками с цветными гелями на них. В этом посте разберёмся, как использовать конверсионные гели для создания сбалансированных или контрастных по цвету фотографий.
Mamiya RZ67 | Sekor Z 90mm f/3.5 | Fujifilm 400H PRO
Цветовая температура
Цветовая температура импульсных осветительных приборов, вспышек, равна температуре дневного освещения в ясный день, примерно 5500K. Это слегка холодный спектр. При съёмке со вспышкой в полдень на солнце с балансом белого «дневной свет» никаких проблем не возникнет. Цвет будет ровным, без смещения в тёплый или холодный. Но часто приходится снимать на закате или в облачную погоду, при более холодном свете, в этих случаях температура вспышки и естественного освещения будут отличаться. При съёмке в помещении лампы могут иметь более тёплую или холодную температуру свечения. Зачастую в подобных ситуациях цветовому балансу не уделяют особого внимания, а зря. Даже если идеально поставить свет, сбалансировать его по мощности и жёсткости с доступным, но оставить без внимания разность цветовой температуры, то в итоге постановочность освещения будет очевидна, снимок будет выглядеть негармонично.
Цветовая температура импульсных осветительных приборов, вспышек, равна температуре дневного освещения в ясный день, примерно 5500K. Это слегка холодный спектр. При съёмке со вспышкой в полдень на солнце с балансом белого «дневной свет» никаких проблем не возникнет. Цвет будет ровным, без смещения в тёплый или холодный. Но часто приходится снимать на закате или в облачную погоду, при более холодном свете, в этих случаях температура вспышки и естественного освещения будут отличаться. При съёмке в помещении лампы могут иметь более тёплую или холодную температуру свечения. Зачастую в подобных ситуациях цветовому балансу не уделяют особого внимания, а зря. Даже если идеально поставить свет, сбалансировать его по мощности и жёсткости с доступным, но оставить без внимания разность цветовой температуры, то в итоге постановочность освещения будет очевидна, снимок будет выглядеть негармонично.
Обратите внимание, свет на лице героя выставлен так, будто он падает от настольной лампы, но так как он существенно холоднее, то такого впечатления не возникает
На этой фотографии я накрыл вспышку конверсионным гелем CTO и добился желаемого результата
Чтобы сюжет выглядел реалистично, нужно изменить цветовую температуру вспышки с 5500K на температуру лампы накаливания — 3200K. Именно здесь в игру вступают цветные гели.
Чтобы сюжет выглядел реалистично, нужно изменить цветовую температуру вспышки с 5500K на температуру лампы накаливания — 3200K. Именно здесь в игру вступают цветные гели.
Какие конверсионные гели существуют
Основными гелями для цветокоррекции являются синий — CTB (color temperature blue), который преобразует тёплый источник света в дневной, и оранжевый — CTO (color temperature orange), преобразующий холодный свет в дневной. В случае со вспышкой, которая изначально имеет температуру дневного света, гель CTB сместит цветовую температуру в более холодный спектр, а установив гель CTO, получим свет от вспышки, близкий к лампе накаливания.

Цветовая температура конверсионных гелей отличается у разных производителей, но это не критично, так как и температура дневного света величина непостоянная, зависит от местоположения и времени суток. Однако лучше выбирать гели известных брендов, например, Rosco или LeeFilters, чтобы быть уверенным, что гель работает в нужном отрезке спектра и не добавляет в свет посторонних оттенков.

Как правило, гели предназначены для кинопроизводства и продаются либо в рулонах, либо большими листами, чтобы накрыть киношные осветительные приборы целиком. Для фотографии достаточно небольших гелей, закрывающих только лампу вспышки. Себе я приобрёл набор от Photoindustria, в котором 46 гелей 20×20 см, нарезанных из рулонных LeeFilters.
Основными гелями для цветокоррекции являются синий — CTB (color temperature blue), который преобразует тёплый источник света в дневной, и оранжевый — CTO (color temperature orange), преобразующий холодный свет в дневной. В случае со вспышкой, которая изначально имеет температуру дневного света, гель CTB сместит цветовую температуру в более холодный спектр, а установив гель CTO, получим свет от вспышки, близкий к лампе накаливания.

Цветовая температура конверсионных гелей отличается у разных производителей, но это не критично, так как и температура дневного света величина непостоянная, зависит от местоположения и времени суток. Однако лучше выбирать гели известных брендов, например, Rosco или LeeFilters, чтобы быть уверенным, что гель работает в нужном отрезке спектра и не добавляет в свет посторонних оттенков.

Как правило, гели предназначены для кинопроизводства и продаются либо в рулонах, либо большими листами, чтобы накрыть киношные осветительные приборы целиком. Для фотографии достаточно небольших гелей, закрывающих только лампу вспышки. Себе я приобрёл набор от Photoindustria, в котором 46 гелей 20×20 см, нарезанных из рулонных LeeFilters.
У гелей существует градация по степени воздействия: Full, ½, ¼, 1/8. Например, Full CTO конвертирует 6500K в 3200K, а ¼ 6500K в 4600K. Но на практике нет необходимости в подборе точных значений, достаточно понимать, что каждый последующий вдвое слабее предыдущего, а если сложить два ½, то получится один Full. Если же хочется максимальной точности, то есть удобный калькулятор: указываете текущую и желаемую температуру источника и получаете номера гелей, которые нужно установить на источник света. На этом закончим с теорией и перейдём к практике.
У гелей существует градация по степени воздействия: Full, ½, ¼, 1/8. Например, Full CTO конвертирует 6500K в 3200K, а ¼ 6500K в 4600K. Но на практике нет необходимости в подборе точных значений, достаточно понимать, что каждый последующий вдвое слабее предыдущего, а если сложить два ½, то получится один Full. Если же хочется максимальной точности, то есть удобный калькулятор: указываете текущую и желаемую температуру источника и получаете номера гелей, которые нужно установить на источник света. На этом закончим с теорией и перейдём к практике.
Как работать с гелем CTB
Первый гель, о котором я хочу поговорить — синий. В первую очередь он предназначен для «охлаждения» тёплых источников освещения так, чтобы они приблизились к белому спектру, который начинается около 5000K.

Чаще всего я использую гель CTB не так, как описано выше, мне нравится устанавливать его на импульсный источник света, а затем увеличивать баланс белого в камере с 5000K до примерно 7000−10000K, чтобы свет, проходящий через гель CTB, выглядел нейтрально, ближе к белому, а не к голубому. В контролируемой студийной съёмке этот эффект может не пригодиться, но при съёмке на улице в вечернее время, где в сцене участвует естественный свет, этот приём помогает выравнивать цветовую температуру по всему полю кадра.
Первый гель, о котором я хочу поговорить — синий. В первую очередь он предназначен для «охлаждения» тёплых источников освещения так, чтобы они приблизились к белому спектру, который начинается около 5000K.

Чаще всего я использую гель CTB не так, как описано выше, мне нравится устанавливать его на импульсный источник света, а затем увеличивать баланс белого в камере с 5000K до примерно 7000−10000K, чтобы свет, проходящий через гель CTB, выглядел нейтрально, ближе к белому, а не к голубому. В контролируемой студийной съёмке этот эффект может не пригодиться, но при съёмке на улице в вечернее время, где в сцене участвует естественный свет, этот приём помогает выравнивать цветовую температуру по всему полю кадра.
Баланс белого выставлен по вспышке, 5600K. Вспышка без геля. Свет на модели выглядит нейтрально, а фон, освещённый естественным светом на закате, смещается в холодные оттенки
Баланс белого выставлен по естественному освещению, 6900k. Вспышка без геля. Фоновое освещение становится нейтральным, но модель, освещённая импульсным светом, выглядит желтоватой из-за смещения баланса белого
Устанавливаем гель ¼ CTB на вспышку, таким образом температура импульсного источника и естественного освещения становятся одинаковыми и получается ровный по балансу белого кадр
Третий снимок выглядит более гармонично, чем первый, на котором видна разница в температурах освещения. Это помогает «спрятать» поставленный свет и создать у зрителя ощущение, что такое освещение было на месте съёмки. Наличие геля CTB может спасти ситуацию, когда нужно воссоздать тёплый солнечный свет в пасмурный день или если солнце уже зашло.
Третий снимок выглядит более гармонично, чем первый, на котором видна разница в температурах освещения. Это помогает «спрятать» поставленный свет и создать у зрителя ощущение, что такое освещение было на месте съёмки. Наличие геля CTB может спасти ситуацию, когда нужно воссоздать тёплый солнечный свет в пасмурный день или если солнце уже зашло.
Mamiya RZ67 | Sekor Z 90mm f/3.5 | Fujifilm 400H PRO
Как работать с гелем CTO
Гель CTO пригодится в ситуации, когда окружающее освещение имеет более тёплую температуру по отношению к импульсным источникам. На снимках ниже модель сидит за столом, который освещён лампой с тёплым светом. Чтобы создать впечатление, что рисующий свет на лице модели падает от лампы, а не от портретной тарелки, установленной за кадром, нужно выровнять температуры этих источников.

В этом примере я не стал выравнивать баланс белого всех источников, а использовал приём цветового контраста. Свет в окнах выглядит холодным, а пространство внутри помещения и модель освещены чуть тёплым светом. Такой ход часто используется и в художественной фотографии и в коммерческих съёмках. Используя гели разной интенсивности, можно регулировать уровень контраста между тёплым и холодным, делать эффект ярко выраженным или слегка заметным.
Гель CTO пригодится в ситуации, когда окружающее освещение имеет более тёплую температуру по отношению к импульсным источникам. На снимках ниже модель сидит за столом, который освещён лампой с тёплым светом. Чтобы создать впечатление, что рисующий свет на лице модели падает от лампы, а не от портретной тарелки, установленной за кадром, нужно выровнять температуры этих источников.

В этом примере я не стал выравнивать баланс белого всех источников, а использовал приём цветового контраста. Свет в окнах выглядит холодным, а пространство внутри помещения и модель освещены чуть тёплым светом. Такой ход часто используется и в художественной фотографии и в коммерческих съёмках. Используя гели разной интенсивности, можно регулировать уровень контраста между тёплым и холодным, делать эффект ярко выраженным или слегка заметным.
На тестовом кадре свет на лице моей ассистентки холоднее, чем он должен быть, если бы падал только от лампы в кадре. Но основной рисующий свет — это портретная тарелка с сотами, стоящая перед моделью. Баланс белого на камере выставлен в Кельвинах и равен 4500K. Это значение позволяет сделать свет за окном достаточно холодным и сохранить тёплым свет в рабочей зоне. Осталось только выравнять температуру вспышки и лампы
Финальный кадр. На вспышку установлен оранжевый гель CTO, конвертирующий световую температуру с 5600K до 3200K. Таким образом, свет от настольной лампы сбалансирован с импульсным и снимок выглядит гармонично и интересно за счёт контраста холодного света за окнами и тёплого за рабочим столом
Mamiya RZ67 | Sekor Z 90mm f/3.5 | Fujifilm 400H PRO
Подписывайтесь на мою рассылку о фотографии, вдохновении и творческом развитии

смотрите также