31 октября 2018

7 уроков Мартина Шоллера

Изучив биографию и творчество мастера, делюсь полезными навыками и провожу параллели с личным опытом
Мартин Шоллер (Martin Schoeller)
фотограф, Нью-Йорк facebook | instagram | сайт
Мартин Шоллер, фотограф. Родился 12 марта 1968 года в Мюнхене, сейчас живёт в Нью-Йорке. Известен серией гиперреалистичных крупнолицевых портретов, выполненных в одном стиле. Одинаковое освещение, задний план, отсутствие ретуши и мэйка на лицах уравновешивает и стирает социальные различия между мировыми лидерами, кинозвёздами, спортсменами, представителями коренных народов и бездомными.

Шоллер изучал фотографию в LetteVerein in Berlin, где на него оказали влияние работы Августа Зандера, Берна и Хиллы Бехер. Для своей серии Close Up Шоллер заимствует идею создания коллекции портретов у Занера, а метод отстранённой и идентичной съёмки у Бехеров.

В 1993 году приезжает в Нью-Йорк и устраивается ассистентом к Энни Лейбовиц. Получает опыт работы над большими проектами для крупных изданий и рекламодателей. Именно в этот период придумывает собственную технику съёмки портретов. В 1996 году уходит от Лейбовиц и начинает самостоятельную карьеру.

Работы Мартина представлены в крупнейших галереях по всему миру. Среди них Kraeutler Gallery в Нью-Йорке, Ace Gallery в Лос-Анджелесе, Camera Work в Германии. Публикации в Rolling Stone, National Geographic, TIME, GQ, Esquire, Entertainment Weekly, The New York Times Magazine.

Снимает рекламные кампании для известных брендов, среди которых HTC, A&E, Lexus, Mercedes Benz, CNN.

1
Найдите наставника!
© Martin Scholler
После учёбы Шоллер работает ассистентом фотографа. Сначала во Франкфурте, а затем в Гамбурге. В этой работе мало творчества, большая ответственность и не так много денег. Рассудив, что лучше работать с фотографом, чьё творчество уважаешь и у кого хочешь учиться, Шоллер составляет список из трёх авторов: Ирвин Пенн, Энни Лейбовиц и Стивен Мейзел.

В 1993 году, накопив две тысячи долларов, Шоллер летит в Нью-Йорк, где находились студии его кумиров. В течение трёх месяцев он рассылает резюме всем трём и пытается добиться встречи, но тщетно. Заканчиваются сбережения, и Мартину приходится вернуться в Германию. Однако через некоторое время он повторяет попытку. На этот раз Шоллер меняет тактику и устраивается ассистентом в рекламную студию. Обрастает связями, знакомится с администратором студии Энни Лейбовиц и договаривается о собеседовании, по результатам которого его принимают на должность третьего ассистента.

В обязанности Шоллера входила постановка освещения и техническое обеспечение. По его словам, Лейбовиц не разбирается в технических вопросах, но всегда точно знает, какой свет ей нужен. Удовлетворить её требования было непросто. Безусловно, работа с Энни прокачала технические навыки Шоллера, но он сам ценит опыт работы для журналов и крупных брендов. Подготовка масштабных проектов в студии Лейбовиц научила Шоллера не ограничивать своё воображение. Возможно заполучить любую локацию, любой антураж, любой свет — главное, убедительная идея и тщательная подготовка к съёмкам.
Мой переход в профессию фотографа из офиса случился после работы ассистентом на свадьбах. Летом 2009 года я ездил на съёмки и помогал с освещением, иногда работал вторым фотографом, снимая второстепенные сюжеты. За два месяца я снял первое свадебное портфолио, узнал о специфике работы на свадьбах, составил прайс на услуги и нашёл первых клиентов.

Я бы очень хотел поработать с Энни Лейбовиц, но, не имея такой возможности, ценю и тот опыт, который получаю от тех, кто рядом. Я стараюсь не упускать возможности попасть на съёмку к коллегам. Ассистирование — круче любого МК. Наблюдая за работой автора, я подмечаю, как он общается с моделью и заказчиком, какие технические приёмы использует, как готовится к съёмке и какие инструменты использует.

2
Хватит учиться. Снимайте!
© Martin Scholler
Не тратьте много времени на разглядывание чужих работ, это создаёт ложное чувство, что вам всё понятно, и вы делаете всё правильно. Начинайте снимать и реализовывать свои идеи как можно раньше. Фотограф — это каждодневная работа, нужно много снимать. Особенно сегодня, когда фотографируют все вокруг, важно чем-то отличаться, быть оригинальным.
Мартин Шоллер
Уйдя из студии Лейбовиц, Шоллер начал снимать свои первые портреты бездомных крупным планом. Он разворачивал студию на углу улиц и платил каждому согласившемуся позировать по двадцать долларов. Первое время он не знал, как будет развиваться проект, просто снимал и рассылал портфолио в различные издания. Впоследствии он понял, что будет гораздо интересней, если дополнить каждый портрет коротким интервью. Так, визуальный ряд дополнился историями из жизни людей, и проект стал более привлекательным для изданий. Его опубликовали в National Geographic, а позднее во многих других изданиях.
© Martin Scholler
Меня постоянно преследовали страхи, что я недостаточно опытен, что идея сырая и нужно ещё подумать или подучиться. В ожидании подходящего момента, озарения или нужных знаний откладывалась большая часть идей. Но правда в том, что будет масса причин не делать и время всегда будет не подходящим. Фотография — ремесло, и как в любом ремесле мастерство приходит с практикой. Можно сколько угодно думать об идеях или учиться, но пока не начнёшь работать самостоятельно, развития не будет.

Меня чуть не погубило обучение. Десять лет назад я не вылезал с мастер-классов, всё казалось новым, полезным и важным. Я думал, что вот этот МК изменит всё. Но менялись только названия курсов, на которые я записывался. Новые знания стали как наркотик для мозга, они только создавали иллюзию понимания и навыков в моей голове, а проекты так и не реализовывались. Как только я осознал, что без ежедневной работы знания не имеют никакой ценности, я ввёл мораторий на обучение и сосредоточился на практике. И в этот момент лёд тронулся. Не могу сказать, что теперь всё задуманное воплощается в жизнь, кладбище нереализованных проектов продолжает расти. Но растёт и количество сделанных. Например, этот блог — результат подхода «Бери и делай!».

Развитие — это процесс. На этом пути не избежать ошибок, но это бесценные уроки, которые делают каждого автора уникальным.

3
Сначала задача — потом инструменты
© Martin Scholler
Серию Close Up Шоллер снимает на протяжении двадцати лет и за это время перед его камерой побывали люди разных профессий и социального статуса, но постановка света и техника съёмки остаются неизменными. Кроме этого, все портреты в серии сняты в максимально естественном для модели состоянии. Одинаковые условия съёмки направляют внимание зрителя к сравнению черт лиц и уравнивают всех героев проекта, невзирая на статус и известность человека.

Я считаю, что техника в фотографии не главное, хороший снимок может быть сделать любой камерой и даже телефоном. Как говорится, снимает не камера, а фотограф. Но всё же используемое оборудование многое определяет в процессе съёмки, в стиле фотографа и в конечном результате. Камера телефона делает съёмку незаметной, можно ловить «живые» эмоции, но ограничивает в качестве. Большая форматная камера привлекает внимание, работать скрытно сложно, часто её используют в постановочном портрете или пейзаже. Выбирая камеру или другое оборудование, стоит задуматься не о количестве мегапикселей, а о том, какую задачу требуется решить.

Попробуем разобраться, что и почему использует Мартин Шоллер для съёмки в серии Close Up. Основной инструмент — плёночная среднеформатная камера Mamiya RZ67 Pro II с макрообъективом 140 мм f/4.5.

  • Плёнка гарантирует одинаковую цветопередачу, а идентичность важна в этой серии.
  • Размер кадра на Mamiya 6х7 сантиметров, что в два раза больше, чем на полнокадровой 35 мм камере, а значит выше детализация на печати. На выставках проекта фотографии печатаются в большом формате.
  • Фокусное расстояние в 140 мм практически не вносит искажений в черты лица, а функция макро позволяет фокусироваться с максимально близкой дистанции. Это создаёт у зрителя впечатление, будто он стоит очень близко к человеку изображённому на портрете и смотрит ему в глаза.
Оборудование Мартина Шоллера,
используемое для съёмок серии Close Up
Среднеформатная плёночная камера
$ 1000
Макрообъектив с фокусным расстоянием 140 мм
$ 250
Kino Flo 4Bank
Комплект постоянного света
$ 3000

4
Совмещайте коммерческие проекты с личными
© Martin Scholler
Мартин Шоллер известен не только крупнолицевыми портретами. Он снимает звёзд на обложки известных журналов и в этом случае ему приходится делать максимально лестные снимки: с идеальным светом, мейкапом и ретушью. Но даже выполняя заказ, Шоллер не забывает пополнять коллекцию портретов. Получить доступ к известным персонам крайне сложно, их график расписан по минутам на год вперёд, и чтобы получить прямой контакт, придётся прорываться через толпы менеджеров и агентов. Даже Мартину Шоллеру это не всегда под силу. В одном интервью он признаётся, что все портреты знаменитостей для проекта он снял только благодаря работе на журналы. На каждой коммерческой съёмке Шоллер готовит три локации: для бьюти-портрета, концептуального портрета в среде и для серии Close Up.
Работа фотографа предполагает творческий подход к решению любой задачи, но, по правде говоря, выполняя заказ, я думаю о том, как удовлетворить клиента, решить его задачи. А для удовлетворения творческих амбиций предпочитаю снимать личные проекты. Я писал об этом в одном из прошлых постов. Пример Шоллера показывает, как можно совместить деньги и не ограниченное заказом творчество. Теперь я буду прикидывать, как использовать клиентские съёмки для своих целей. Необязательно начинать специальные проекты, достаточно подумать, что можно сделать за рамками задачи клиента.

5
Качество портрета зависит от качества общения с героем
© Martin Scholler
Умение общаться — то, что необходимо портретному фотографу. Если вы интроверт, предпочитаете одиночество и не любите быть в центре внимания, если вам сложно даётся общение с людьми, вероятно, вам лучше заняться другим жанром фотографии. Снимайте пейзажи или тревел-фотографию.
Мартин Шоллер
Глядя на портреты, снятые Шоллером, у меня нет впечатления присутствия камеры или фотографа между мной и человеком на снимке. Шоллер любит снимать ироничные портреты звёзд, но даже на этих срежиссированных фотографиях люди выглядят естественно. Конечно, в этом есть заслуга моделей, их опыт и актёрское мастерство помогают органично вписаться в любую, самую абсурдную ситуацию. Но и работа фотографа имеет огромное значение. Попробуйте на съёмке сказать: «Улыбнись!». В лучшем случае это вызовет натянутую, неестественную гримасу, лишь внешне похожую на улыбку. Избежать такой фальши можно только заставив человека испытать настоящую эмоцию. Рассказать шутку, увлекательную историю или что-то шокирующее и неожиданное.
В начале своей карьеры я был классическим интровертом — не умел и даже боялся вступать в диалог, шутить, особенно в компании незнакомых людей. Да и сейчас, оказавшись в новом обществе, я предпочитаю слушать и быть в стороне. Но в работе это сильно мешало, фотографии выглядели очевидно поставленными. Однажды мне удалось хорошо пошутить при съёмке группового портрета, и я увидел те самые эмоции, которые мне были нужны. Я понял, не нужно бояться выглядеть смешным. Наоборот, это именно то, что нужно, чтобы получить позитивные эмоции.

Я балансирую между двумя подходами, пытаясь найти наиболее комфортный вариант для конкретной ситуации. Сначала стараюсь увлечь человека беседой, но если чувствую, что это не работает, перестаю болтать и снимаю некоторое время в тишине. И то и другое даётся непросто. Для хорошей беседы нужно найти интересную тему, быть внимательным собеседником, но в то же время не забывать о съёмочном процессе. Молчать тоже нужно уметь. В моменты пауз в разговоре возникает ощущение неловкости, хочется как-то нарушить эту тишину. Главное не спешить и позволить модели заговорить первой, иногда такой приём помогает направить разговор в нужное русло. Экспериментируйте и постоянно наблюдайте, что помогает снимать портреты, которые вам нравятся.

6
Изучайте героя до съёмки
© Martin Scholler
Если качество портрета зависит от беседы, то качество беседы зависит от подготовки. Лучшие мастера в изучении своих героев — журналисты, иногда они копают так глубоко, что находят родственные связи. И это не фигура речи, вот как это получилось у Александра Борзенко, журналиста «Медузы».
При подготовке я преследую две цели: найти 2-3 темы для разговора во время съёмки и понять, как лучше снимать человека.

План расследования примерно такой:

  • Составьте краткую биографическую справку. Начните с общих фактов: даты и места рождения, где учился и работал. Возможно, найдутся общие знакомые.
  • Прочтите публикации и интервью героя. Это поможет лучше понять, чем он занимается и сформулировать вопросы. Иногда можно задать особо удачные вопросы из этих интервью.
  • Обязательно посмотрите фотографии, сделанные другими авторами. Подметьте удачные ракурсы и образы.
  • Изучите социальные сети. Если предстоит снимать не публичного человека, то этот канал становится основным источником информации: музыкальные предпочтения, увлечения, последние путешествия человека, опять же фотографии.
В первую очередь я ищу точки пересечения с героем. Это могут быть разные вещи: музыка, спорт, путешествия, книги, сериалы и прочее. Если с общими интересами совсем мимо, думаю, что мне непонятно и интересно в его работе. Или наоборот, рассказываю о своей проблеме и прошу дать совет. Когда совсем нет времени на подготовку, использую универсальные вопросы из чек-листа.
Шоллер в таких исследованиях идёт ещё дальше, он ищет не только темы для разговора с героем во время съёмки, но и сюжеты для постановочных портретов. Такие съёмки в его исполнении часто содержат долю иронии и юмора. Чтобы это выглядело естественно и сам герой был готов к такой самоиронии, нужно тщательно подготовиться и изучить того, кого собираешься снимать.
Идея съёмки Пафф Дэдди пришла Шоллеру, когда он увидел гигантский рекламный баннер водки, которую выпускает рэпер под брендом Ciroc. На постере был огромный портрет Паффа и маленькая бутылка в углу. Шоллер подумал: «Невероятно, этот парень так любит себя, что не упускает возможности разместить свой портрет, да ещё в таком масштабе». Отсюда и пришла идея сюжета с Пафф Дэдди в роли художника, окруженного обнажёнными натурщицами. Но он не обращает на них внимания и пишет только собственные портреты. Чтобы он не делал, получается самолюбование. Шоллер признаётся, что не объяснял идею так подробно на этапе согласования. Возможно, рэпер воспринял этот сюжет как-то иначе: отель, девушки и он в роли художника — звучит-то неплохо.

7
Выкладывайтесь на максимум. Всегда
© Martin Scholler
Шоллер так ставит себе задачу: «Я должен снять для человека лучший портрет из всех, что у него уже есть». Это вызов и большая ответственность, учитывая, кого он снимает и с какими авторами приходится конкурировать. Но именно такая высокая планка постоянно держит в тонусе, заставляет подходить к съёмке творчески и держать качество на достойном уровне.

Для коммерческого фотографа гораздо важнее стабильно выдавать хороший результат, чем изредка делать гениальные снимки и сливать большую часть проектов. Конечно, приятно получать похвалу и лестные отзывы за случающиеся сильные кадры. Но именно такого результата и ждут от профессионального фотографа. В хорошей работе нет ничего удивительного — так просто должно быть. А вот если провалить проект, то совершенно справедливо, что люди это запомнят и поделятся с окружением.
Не думайте, что если вы однажды сняли обложку для Vanity Fair, то вы достигли успеха. Вы хороши ровно настолько, насколько хороша ваша последняя фотография.
Мартин Шоллер