21 ИЮНЯ 2018

Зачем снимать персональные проекты


За что платят фотографу и как личные проекты помогают коммерческому и творческому развитию
На рынке фотографии не существует единого стандарта расчёта стоимости услуг. В зависимости от жанра, в котором работает фотограф, меняется и тарификация. Если свадьба, то стоимость за час, для каталога — поштучно за фотографию, рекламная съёмка — сумма за кампанию целиком, документальные проекты считают в съёмочных днях. Эти схемы оплаты существуют и прижились по той причине, что так удобно в понятных заказчику величинах объяснить, за что он платит. Для фотографа же опасное заблуждение думать, что клиент действительно платит за время или количество кадров. Самое ценное, что есть у каждого автора — компетенция, сумма различных навыков. От технической подкованности до ведения переговоров и опыта работы в команде. Чем круче становишься, тем более сложные задачи по плечу и тем дороже стоят услуги, а считать их хоть в попугаях можно.

Например, портретные съёмки я не ограничиваю по времени, фотографирую, пока не пойму, что снял на максимум своих возможностей. Клиенту я называю примерное время, полтора-два часа, и прошу ничего не планировать сразу после, вдруг мы задержимся. Для меня важно не количество кадров и не продолжительность съёмки, а какие фотографии получатся. И клиент ждёт от меня решения конкретной задачи и гарантированного результата, а не 150 фотографий в час. Хотя часто он сам этого не осознаёт. Стоит только спросить, что лучше — 50 классных или 100 посредственных, за количество никто не проголосует.
Я считаю, это вполне убедительная позиция — платят за сумму навыков и способность их применить для решения задачи. Понимание этого принципа делает меня честным с собой и клиентом. Случается, что для съёмки нужен опыт, которого нет. Требуется работа с новым оборудованием или большим количеством моделей, или сам предмет съёмки совершенно незнаком. Меня как-то пригласили снимать на БДСМ-вечеринке. Всё ещё думаю, что это был розыгрыш, но в тот момент я задумался о своей психологической подготовке и понял, что нет, это слишком. Ещё как-то приглашали на похороны, и я тоже отказался, мне было бы неловко снимать людей в такой трагический момент. Но то совсем экстрим, чаще отказывать приходится из-за отсутствия технических навыков. Например, я не занимаюсь предметной съёмкой. Нужно иметь специальное оборудование и опыт работы с разными формами и фактурами. Или съёмка младенцев: уметь снимать с мягким освещением и естественными оттенками недостаточно. Правильно положить ребёнка, безопасно для него, красиво укутать, иметь много тканей и аксессуаров — вот что действительно важно.

Если браться за работу, в которой нет опыта, возникнет проблема: как снять качественно и по-новому. Ведь всё новое — риск. Пробуя оборудование, световую схему или композиционный приём, невозможно гарантировать результат, можно только предполагать, как всё получится. Уверенность в результате дают только проверенные решения. Но нельзя же сказать клиенту — давайте попробуем, хотя может ничего не получиться. И обманывать заказчика нечестно, излучать уверенность и совершенно не понимать, что делать. Заказ не место для экспериментов и обучения.

Развиваться и учиться нужно на персональных съёмках, которые организуешь сам, когда не обременён обязательствами. Вот тут экспериментировать и пробовать что-то новое просто необходимо и если результат окажется удачным, берёшь метод или технологию на вооружение в коммерческих работах. Личные проекты — то, что развивает и двигает вперёд. Открывает новые возможности и повышает стоимость на рынке.
Нельзя продать то, чего нет в портфолио. Если интересно снимать мужской портрет, а в портфолио одни женские, не стоит надеяться, что появятся такие заказы. Нужно действовать самому: пригласить моделей и провести 3–5 съёмок с разными типажами, показать на что способен. Сейчас мне хочется использовать комбинированное освещение, импульсный и доступный свет, и я учусь, прокачиваю навыки и понемногу выкладываю в портфолио.

Это относится не только к жанрам, предметам или инструментарию. Если в портфолио только студийные работы, не стоит надеяться, что пригласят работать на локации в горах. Портфолио рассказывает о фотографе как о профессионале. И где и в каких условиях он работает, тоже считывается из фотографий. Хочется снимать в крутых местах — придётся доказать, что ты способен.

Мне запомнилась история Тёмы Лебедева, самого известного российского дизайнера. Чтобы собрать первое портфолио, он придумал с десяток несуществующих фирм и нарисовал для них логотипы. Никого не интересовало, существуют ли эти фирмы на самом деле, важно как он справился с задачей.
И последнее, персональные проекты — это маленькие зарубки. Победы, которые помогают в сложные моменты оглянуться и поверить в себя. Я из тех ребят, которые постоянно страдают синдромом самозванца, мне кажется, что я недостаточно хорош и не имею права браться за работу. Ошибусь, не справлюсь. Даже этот блог — сплошное мучение, а этот пост я писал значительно дольше, чем планировал. Работать не давала мысль: ведь я снимаю так мало личных проектов, вправе ли писать об этом. (Ну и прокрастинация ещё.) Тогда я собрал в папочку все личные проекты — те, которые научили меня чему-то новому. И понял, пусть их не так много, но это мой опыт и я действительно вырос, решая задачи, которые поставил себе сам, а значит, метод работает и им нужно поделиться с другими. Если у вас те же проблемы, то проекты помогут обрести уверенность в себе.

смотрите также