14 августа 2018

Зачем комбинировать импульсный и естественный свет
Часть первая

Рассказываю как пытаюсь овладеть навыками съёмки с мобильными источникам света.
Открываю серию материалов на тему работы с комбинированным освещением. Это будет сериал в прямом эфире — я учусь этим навыкам, и в процессе буду делиться знаниями, успешным опытом и неудачами.

Сегодня расскажу, зачем мне это понадобилось, какое оборудование использую, в чём его недостатки и что хочу купить в ближайшее время. Покажу несколько съёмок с разбором.
Откуда ноги растут
В 2007 году я узнал о стробизме, технике съёмки с использованием накамерных вспышек вместо студийных приборов. C дистанционной синхронизацией, на стойках и применением модифицирующих насадок. Всё как в студии, только любом месте.

Больше всего меня торкнула возможность комбинировать доступный и импульсный свет, кардинально меняя освещение в фотографии, получать снимки с недоэкспонированным задним планом, фактурным драматичным небом и подсвеченными людьми на переднем плане. Я захотел научиться так же. Закупил минимальный набор начинающего стробиста — поюзанную вспышку, комплект радиосинхронизаторов, зонт на просвет и компактную стойку.

Оказалось не так уж сложно бахнуть вспышкой, чтобы сразу было видно, где работал фотограф. Приём был освоен быстро и одинаковые драматичные фотографии мне наскучили. Забросив вспышку, я переключился на работу с естественным освещением.
Работая с доступным светом, я использовал два ключевых инструмента — ГРИП и композицию. Модификация доступного света сильно ограничена, мне приходилось учиться подстраиваться под текущие условия освещения, а не управлять ими. Долгое время я злоупотреблял открытой диафрагмой. Мне казалось, что это очень эффектно выглядит, позволяло легко отсечь задний план и не задумываться о том, что там происходит. Фотографии получались одноплановыми, что хорошо в портрете. Но если снимать портрет в среде, где окружающее пространство часть сюжета, или репортаж, где события могут развиваться на нескольких планах, диафрагму приходится закрывать для увеличения глубины изображения. От Сергея Максимишина, фотожурналиста с мировым именем, я услышал любопытную характеристику: «Интересную фотографию нельзя пересказать по телефону». Имеется в виду, чем больше планов задействовано в фотографии, тем она интересней и тем больше времени потребуется для её описания.

Когда я попытался привнести большую глубину резкости в коммерческую портретную съёмку, столкнулся с проблемой — сложно добиться объёмного и равномерного освещения на разных планах. Часто бывает, что задний план освещён классным объёмным светом, а чтобы получить интересную композицию кадра, модель приходится ставить в самый тёмный угол.

Тогда я стал анализировать опыт крутых чуваков, работающих в жанре портрета в среде, и обнаружил, что большинство из них ставит дополнительный свет и комбинируют его с естественным. Но делают это по-умному — маскируя постановку, делая её неочевидной.

Комбинируя импульсный свет с доступным, возможно снимать на закрытой диафрагме, получать многоплановые снимки, а акценты на главном и второстепенном расставлять с помощью настроек света. Зритель однозначно идентифицирует главный объект и может дополнить картину деталями на других планах, что делает изображение гораздо интересней. Свет становится частью композиции. Именно этими навыками я и хочу овладеть.
Какое оборудование использую
В моём арсенале:

О вспышке Sunpak 120j я прочитал на сайте strobist.blogspot.com, популярном ресурсе о стробизме. Её главные преимущества перед обычными накамерными вспышками в том, что она в два раза мощнее и имеет лампу в виде колбы.

Лампа-колба позволяет засвечивать большую площадь отражающей поверхности октобокса. Плоские накамерные вспышки генерируют узконаправленный свет, их неэффективно использовать с большими насадками.
Sunpak засвечивает почти всю площадь 120-сантиметрового октобокса
SB-700 освещает лишь треть отражающей поверхности. Поэтому использовать насадки с диаметром более 50 сантиметров с накамерными вспышками не имеет смысла
Мощность вспышек маркируется ведущим числом. У моей накамерной вспышки Nikon SB-700 ведущее число 28, а у Sunpak 53.
Ведущее число вспышки — это расстояние, которое может осветить вспышка на максимальной мощности при значении ISO 100, широкоугольном положении зума вспышки, направлении головки строго вперёд и значении диафрагмы объектива F/1.0
Зная ведущее число вспышки и установленную диафрагму, легко рассчитать расстояние, на котором следует расположить вспышку для освещения модели. Расстояние от объекта съёмки до вспышки равно ведущему числу, делённому на число f диафрагмы. Используя «Никон» и снимая на диафрагме 5.6, мне придётся расположить вспышку на расстоянии в 28/5.6=5 метров, а для Sunpak 53/5.6=9,5 метров. Но так как я не использую прямой направленный свет, а снимаю через октобокс (свет в котором сначала отражается от внутренней поверхности, а затем рассеивается через специальную ткань), то теряю до трёх стопов мощности. И получается, что с накамерной вспышкой Nikon SB-700 мне нужно расположить стойку не дальше 2,5 метров, а это уже не так много, источник света будет попадать в кадр при съёмке общего плана. Sunpak при тех же настройках позволяет работать на расстоянии в 5 метров, чего вполне достаточно для любых сюжетов.

В качестве основной насадки использую зонт-октобокс godox диаметром 120 см. Это большой источник света, дающий ровный мягкий свет, если расположить его близко к модели. При установке света на достаточном удалении хорошо справляется с функцией заполняющего источника.

Sunpak не поддерживает TTL, может работать только в ручном режиме, да и всё управление аналоговое, поэтому нет смысла в дорогих синхронизаторах. Я использую китайские, которые умеют только поджигать вспышку.

Конструкция и эргономика Sunpak оставляет желать лучшего. Аккумулятор выполнен в виде отдельного блока, его приходится подвешивать на стойку или на плечо ассистенту. Батарея соединяется со вспышкой коротким проводом, 1,5–2 метра, это ограничивает расстояние выноса вспышки.

Самое слабое звено в моей системе — стойка. Я использую Manfrotto 001b, лёгкая и компактная, она совершенно непригодна для веса оборудования, которое на неё устанавливается. В помещении это не доставляет особых проблем, а на открытом воздухе даже лёгкое дуновение ветерка может повалить стойку. Приходится просить кого-то подержать либо наваливать утяжелители на опоры стойки. Первый пункт в списке покупок — стойка-журавль Avenger c-stand. Эта полностью стальная конструкция может быть поднята на высоту 3 метра и имеет вынос на 1,5 метра, что позволяет поставить свет строго над моделью, чего я не могу сделать сейчас.

Хочу попробовать аккумуляторные моноблоки godox ad200 и 400pro. У них есть дистанционное управление, чего мне очень не хватает. Для изменения мощности приходится подходить к стойке, расстёгивать октобокс и переключать мощность рычажком на Sunpak. Есть поддержка TTL, быстрой синхронизации и много других плюшек за разумные деньги. Godox ad200 стоит 25 тысяч рубей. Sunpak можно найти на ebay за 10 тысяч рублей.
Примеры съёмок
Следующие две фотографии сняты в одном месте на фокусное расстояние 85 мм, но с разными условиями освещения. На снимке с дополнительным импульсным светом диафрагма закрыта до f/ 7.1 и снимок выглядит в разы объёмней и глубже снятого на f/2. Импульсный свет направлен на модель слева и чуть сверху. За счёт подбора экспозиции по импульсному источнику уменьшается воздействие естественного освещения. Разность освещённости создаёт и разделение планов (первый план с моделью освещён ярче, а задний на 2 стопа темнее). При этом закрытая диафрагма сохраняет в снимке больше деталей, что делает его интересней.
Когда снимаешь для журналов, часто нет времени ждать подходящих погодных условий, так было и в этот раз. Для журнала «Собака.ру» мы снимали блогера Василия Вавилова, рассказывающего о путешествиях по Уралу. Планировали сделать кадр в закатных лучах солнца, но погода решила иначе. Благодаря использованию дополнительного освещения получилось создать атмосферу сумерек. На первом снимке создаётся впечатление, что свет на Васю падает от костра. Это стало возможным благодаря конверсионному фильтру, стоявшему на источнике. Он меняет температуру импульсного света с 5600K на более тёплую 3200K.
С использованием дополнительного освещения я стал работать более вдумчиво, анализировать текущие условия освещения и возможности модификации дополнительным освещением. Целью съёмки стало решение конкретной задачи, не только технической, но и эмоциональной — создать настроение и построить композицию кадра используя световое решение. В следующий раз расскажу о технических особенностях съёмки с комбинированным освещением. Подписывайтесь на рассылку, чтобы не пропускать новые посты.