Рассылка Жени Дёмшина

Выпуск №83—84 | 28 сентября — 12 октября

Привет! Это свежий выпуск рассылки, в которой я — фотограф Евгений Дёмшин — делюсь интересными книгами, статьями, фотопроектами и другими находками о визуальном творчестве за прошедшую неделю.


В этом выпуске: интервью с фотографом Димой Чёрным; как Йонас Бендиксен обманул фотоиндустрию; Москва в фотографиях Ханса Рудольфа Утхоффа.





Интервью с фотографом Димой Чёрным

Фотограф Дима Чёрный снимает фешен и портреты. При этом фотография не является финальным результатом, используя технику коллажа, Дима создаёт интересные композиции из собственных снимков. 

На Ютуб-канале Photography daily вышел разговор с Димой о его трансформациях, коллажах, работе за границей и о работе с артистами.

Рассказывая об опыте работы в собственной студии, Дима отметил, что наличие творческого пространства даёт возможность не торопиться с достижением результата, а сконцентрироваться на процессе, пробовать новые техники, экспериментировать и не бояться ошибиться. Этот опыт позволил осознать, что никаких ошибок и нет всё, что ты делаешь и есть творческий путь и поиск интересных решений.

Ошибаться просто необходимо.

В своей работе Дима использует технику коллажа, это сложный процесс, который требует других навыков и позволяет иначе взглянуть на свои снимки. По словам Димы, все эти практики делают его лучше и в чистой фотографии.

Ещё Дима рассказал об опыте работы с актёрами, отношении к творческим кризисам и работе за границей.





Как Йонас Бендиксен обманул фотоиндустрию

На сайте агентства Magnum вышло очень интересное интервью с фотографом Йонасом Бендиксеном о его проекте The Book of Veles. Нужно однозначно читать в оригинале, но постараюсь кратко рассказать суть. (Кратко не получится).

Изначально Бендиксен изучал вопрос дезинформации в современных медиа: как работают алгоритмы соцсетей, в чём заключались попытки повлиять на выборы в США. В процессе изучения темы Йонас узнал о городе Велес в Северной Македонии, именно здесь было сконцентрировано огромное количество фейковых сайтов о выборах и большинство атак производились тоже из этого города.

«Я был впечатлён, что подростки из далёкой Северной Македонии вдруг стали играть определённую роль в американском политическом ландшафте. Их намерения были абсолютно аполитичными: этим ребятам просто нужно было заработать немного денег в стране с высоким уровнем безработицы».

Проведя исследование, Йонас выяснил, что у города есть тёзка: Древний бог Велес, который был одним из главных богов в дохристианском языческом пантеоне. Он был очень хитрым богом: оборотнем, богом хаоса, магии и обмана. Далее, Йонас узнал о «Книге Велеса» — якобы древнем манускрипте, найденном офицером русской армии Фёдором Изенбековым в 1919 году. На расшифровку деревянных дощечек ушли годы, но когда русский учёный Юрий Миролюбов наконец разгадал код, он обнаружил, что это эпическое сказание о первых славянах и самом боге Велесе.

Но сегодня большинство историков и лингвистов приходят к выводу, что вся «Книга Велеса» была подделкой Изенбекова и Миролюбова.

Все эти наслоения смыслов, совпадений и связей между богом Велесом и голодом Велес натолкнули Бендиксена на идею проекта. Изучив различные программы 3D-моделирования, Йонас создал несколько виртуальных персонажей. Затем отправился в город Велес, где отснял пустые пространства, квартиры, офисы, скамейки в парке. Вернувшись домой, он преобразовал эти фотографии в 3D-пространства и поместил в них своих аватаров, с эмоциями, позами и освещением, соответствующими оригинальной сцене.

Для написания эссе и сопроводительных текстов к своему проекту, Йонас использовал специальную нейронную сеть, которая обучена на миллионах реальных веб-сайтах и умеет подстраиваться под нужную стилистику. Аналогичным образом были сгенерированы цитаты персонажей.

В итоге получилась фальшивая книга о производителях фальшивых новостей. История о том, что Велес был центром фальшивых новостей, реальна. История об обнаружении и подделке «Книги Велеса» тоже реальна. Но всё фактическое содержание проекта — фальшивка.

Самое удивительное, что никто этого не заметил. Книгу встретили с большим интересом, бурно обсуждали в профессиональном сообществе и приняли за чистую монету. Главным успехом стало приглашение на международную выставку документальной фотографии в Перпиньяне, где Йонасу было предложено выступить с презентацией проекта. Но даже после этого выступления никто не усомнился в реальности фотографий и персонажей.

Второй частью проекта стало собственное разоблачение. Чтобы посеять зерно сомнений, Бендиксен приобрёл несколько фальшивых аккаунтов в социальных сетях и начал публиковать от их имени обвинения в свой адрес, указывая на нестыковки в изображениях, а также обвиняя себя в подкупе героев проекта. Только после этого один из пользователей обратил внимание и забил тревогу. Йонас написал ему: «Я благодарю вас за то, что вы помогли освободить меня от всей лжи и позволили мне вернуться к жизни честного гражданина!»

Главная идея Бендиксена заключается в том, что если один фотограф-фрилансер способен создать такой устойчивый миф, то чего нам ждать от крупных корпораций и государственных институтов?

Целый детектив, а не проект. Обязательно прочитайте оригинал, я выкинул массу забавных подробностей.

 




Москва в фотографиях Ханса Рудольфа Утхоффа

Подборка фотографий Ханса Рудольфа Утхоффа, который несколько раз приезжал в СССР и документировал жизнь на улицах Ленинграда и Москвы. В подборке снимки, сделанные в 1975 году.



Спасибо, что читаете. Эта рассылка бесплатна для вас, но я вкладываю в неё время, силы и деньги. Поддержать выход рассылки можно двумя способами:

  1. Стать патроном. Это как подписка, ежемесячно с карты будет списываться 2$
  2. Разовый платёж. Перечислить любую сумму через форму на сайте