На фоне происходящих событий я замер и некоторое время был неспособен к продуктивной работе. Всё, на что меня хватало — листать новостные телеграм-каналы и смотреть разных аналитиков о том, что нас ждёт дальше. Наиболее жизнеутверждающим оказалось выступление Екатерины Шульман о том, как пережить текущие события.
Она советует избегать любых контактов, которые вызывают «ядовитое чувство бессилия», даже если это уважаемые, авторитетные или близкие люди — пока эти отношения и публикации лучше поставить на паузу. А всё, что помогает поднять самооценку и веру в собственные силы потреблять с удвоенной силой.
«Когда мы говорим о том, чем чувство вины отличается от чувства ответственности, мы говорим о том, что чувство вины обессиливает, а чувство ответственности побуждает к действию».
Я считаю, в первую очередь нужно осознать ответственность за своих близких и за дело, которым занимаешься. Лучший способ вытащить себя из поглощающей тьмы — возобновить ежедневную рутину рабочих и бытовых задач. Надеюсь, рассылка станет частью этого спасения для меня.
Дополнительно к этой лекции рекомендую посмотреть проект WePresent от команды файлообменника WeTransfer, в котором художники, дизайнеры, иллюстраторы и фотографы со всего мира рассказывают о своём творческом пути и о том, как творчество помогало им справляться с трудностями. Среди этих рассказов есть и аналитические тексты, например, статья писателей Райана Уайта и Дугласа Гринвуда, в которой они рассматриваются композицию, культурный контекст и процесс создания фотографии Ричарда Лэма «Целующаяся пара во время беспорядков в Ванкувере». Лэм случайно заснял эту пару во время погромов устроенных хоккейными фанатами после Кубка Стэнли в 2011 году. Вот что они пишут:
«Образы, которые преобладают в сюжетах о демонстрациях (во имя демократии и справедливости, или как в случае с беспорядками на Кубке Стэнли, просто как выход мужской агрессии) — основываются на наших ожиданиях. Это может быть история о подвиге, человечности и сострадании или о глубине институционального насилия».
«Фотография Лама, показывает тривиальность насилия, разыгрывающегося вокруг героев в центре кадра. Это не борьба за свою жизнь или против несправедливости; это гнев ради гнева и ненужные разрушения».
«Я слышал много причин, почему людям нравится это изображение, и все они разные», — говорит Лэм. «Лично я считаю, что это нежный момент заботы и сострадания».
Этого сейчас очень не хватает.
Что касается будущего фотографии в новых реалиях, то мне понравился пост Полины Вашингтон, в котором она описывает основные грядущие изменения. Добавлю свои 5 копеек:
Теперь к основным темам выпуска.
Снимок, открывающий этот выпуск, сделан Александром совсем недавно. А интервью на сайте афиши от 2012 года, но оно не стало менее интересным. Гронский рассказывает от поиске своего метода работы, как случился переход от журнальной фотографии к галерейным продажам и выставкам.
«Было очень тревожное чувство — я совершенно не мог объяснить самому себе, почему я трачу свои деньги, езжу по этим гостиницам, хожу по каким-то окраинам… Потом я вернулся. Посмотрел. Ничего особенного там не получилось — но я вдруг понял, что мне именно так и нравится работать. Сама эта тревожность, возможность делать что-то, в чём ты не уверен, что совершенно ничем не обосновано, — она меня захватила, это было что-то очень новое и азартное. Для меня совсем не было очевидно, что так можно. Что можно снимать фотографию, в которой нет персонажа, нет отчётливого центра, нет истории про человека или про какое-то место».
Фотограф Даниил Головкин сделал очень красивую съёмку с Варварой Шмыковой, посмотреть которую можно в теперь уже в запрещённом инстаграме. Если у вас есть VPN, то тут можно найти саму съёмку, а тут бэкстейдж.
Фотограф Марго Овчаренко в своём блоге рассуждает о том, что сложность создания действительно хорошей фотографии в том, что снимок должен быть сделан без надрыва и ощущения, что к снимку «приложили усилия» и «подумали». Свои размышления Марго основывает на эссе Роберта Адамса «Красота в фотографии», в котором он пишет:
«…я думаю, что успех произведения искусства строится не только на том, насколько работа свежа и разнообразна в элементах, которые она в себя включает, но на видимой лёгкости, с которой работа создана. Произведение искусства не должно выглядеть так, словно это тяжёлая работа.
… только те изображения, которые выглядят словно сделать их было легко могут нас убедить в том, что Красота повсеместна
… Для того чтобы напомнить себе о важности лёгкости в фотографии, или же о важности того, чтобы делать вид как всё это легко, нам всего лишь нужно посмотреть на страницу любого журнала. Большинство изображений выглядят сделанными с натугой: странные ракурсы, непривычная оптика, сложные техники фотопечати, всё это раскрывают для нас напряжённые попытки замещения шока и технологий собственным видением».
Почитайте пост и размышления Марго. Пожалуй, я согласен с основным выводом: излишнее усложнение или использование технического решения, которое не помогает раскрыть идею фотографии, делает её только хуже.
Вышла книга фотографа Стивена Гилла. На страницах альбома можно увидеть фотографии птиц, сделанные автоматической камерой. Это как раз тот случай, когда техническое решение отлично подходит для создания красивых и эффектных фотографий.
Вот что Стивен рассказывает о проекте: «Пейзаж, окружающий мой дом в Швеции, может ввести в заблуждение. Большое открытое пространство создаёт впечатление, что здесь мало что происходит. В январе 2015 года, я решил попробовать спустить птиц с неба, которые очень активны в этом районе. На краю поля, рядом с ручьём, я установил деревянный столб, который стал сценой для моих фотографий. Напротив него я установил ещё один, такого же размера, на котором закрепил камеру с датчиком движения. Когда я забрал камеру через несколько дней, к моему удивлению, она сработала. Столб привлекал птиц, и они опускались на него для отдыха, кормления, выкармливания птенцов и осмотра окрестностей. Я был очарован. Снимки получались хаотичными, птицы были неуклюжими, как акробаты, но формы и мягкие линии, созданные их телами и крыльями, были захватывающими».
А ещё, птицы — потомки динозавров.