Привет! Это свежий выпуск рассылки, в которой я — фотограф Евгений Дёмшин — делюсь интересными книгами, статьями, фотопроектами и другими находками о визуальном творчестве за прошедшую неделю.
Наиболее интересное отличие в том, что столичные авторы продают права на использование фотографий за дополнительное вознаграждение. Размер которого зависит от формата использования снимков. Доплата за размещение на билбордах может составлять от 50% до 80%. При этом срок, на который передаются исключительные права всегда ограничен. Если клиент захочет продолжить использовать фотографии после его истечения, придётся снова заплатить фотографу.
Я давно пробую действовать по этой схеме, но в реальности регулярно натыкаюсь на непонимание со стороны заказчика. Эта экстра доплата всегда становится предметом торга, в лучшем случае удаётся ограничить срок передачи прав и сохранить стоимость на уровне 10—20%. Об этом же говорят эксперты из регионов в статье.
Я считаю, что фотографы должны перенимать опыт у столичных коллег и внедрять стандарты индустрии в регионах. Не работать без договора, выделять в смете права на изображения отдельной строкой (пускай и за 10%). Делать максимально подробные сметы с оплатой обедов, логистики, аренды оборудования, ассистентов и ретушёров (даже если фотограф ретуширует сам). Только так будет происходить приучение заказчика к цивилизованным отношениям и справедливым расценкам. Но к сожалению, процесс идёт медленно. Многие из моих коллег в Перми даже не зарегистрированы в качестве самозанятых и предпочитают работать на устных договорённостях.
Если вы не смотрели «Прослушку», то я вам даже завидую. Вас ждёт увлекательное зрелище. Пересматривал его три раза. Редкий случай, когда сериал держит все пять сезонов. И дело не только в криминальном сюжете, в сериале очень мало бандитских разборок, погонь и перестрелок. В большей степени сюжет строится на человеческих взаимоотношениях и критике несовершенной системы. При этом есть ощущение, что смотришь док о реальных событиях и людях.
Вся суть невероятности процесса в цитате из интервью Таллера: «Меня постоянно спрашивали: что побудило вас раздеть Циммерманн и Рэмплинг в Лувре? Приводили мне в пример разных художников и фотографов. А я думал: да твою мать, при чём тут всё это. Закрыть для себя Лувр и смотреть на голую Шарлотту перед „Моной Лизой“ — зачем что-то ещё?»