10 ноября 2016

Чему нас учит Эллиотт Эрвитт

Впервые фотографии Эрвитта я увидел еще до того, как сам стал фотографом. Это была подборка фотографий в чьем-то блоге. Помню, как я смотрел и удивлялся: как легко они сделаны, с каким чувством юмора. Очень деликатно, а самое главное – на этих фотографиях была неподдельная действительность.

Много позже, уже будучи фотографом, я случайно наткнулся на обзор его книги. Посмотрев эти чудесные фотографии еще раз, вдохновившись и получив заряд положительных эмоций, я решил, что хочу иметь эту книгу на своей книжной полке. Именно с книги «Snaps» и начинается моя, пока весьма скромная, коллекция фотоальбомов.

Хотя сам фотограф говорил: «Объяснять изображение — все-равно, что объяснять шутку. Как только ты ее объяснил, тут же она и умирает», я решил попытаться разгадать, в чем секрет его уникального взгляда.

Эллиотт Эрвитт родился 26 июля 1928 года в Париже в семье Бориса и Евгении Эрвиц, эмигрантов из России. Первые десять лет своей жизни Эрвитт провел в Италии, но с приходом фашизма семье пришлось снова бежать. На этот раз в Америку. Так, в 1941 году Эрвитт оказывается в Лос-Анджелесе.

Именно здесь он увлекается фотографией. С 1942 по 1944 изучает фотографию в колледже. Затем переезжает в Нью-Йорк, где учится кинематографии в новой школе общественных исследований. Позже, в армии, служит ассистентом военного фотографа.

Эллиотт признается, что в занятии фотографией ему всегда сопутствовала удача. Но не только – в формировании окружения тоже. В первую очередь необходимо упомянуть Роя Страйкера, талантливого менеджера, на первый взгляд не имеющего отношения к фотографии. Однако огромный вклад в историю фотографии США Страйкер внес, будучи директором фотодепартамента в агентстве по защите прав фермеров во время великой депрессии. Он привлек на службу огромное количество фотографов с целью показать общественности бедственное положение фермеров, живущих в отдаленных районах. Многие фотографии того времени и сегодня остаются великими произведениями. Например, этот портрет Дороти Ланж.

Рой Стрйкер
(5 ноября, 1893 - 27 сентября 1975) американский экономист, государственный чиновник, и фотограф . Возглавлял информационный отдел агентства по защите прав фермеров (FSA) во время Великой депрессии.
Фотограф:
Доротея Ланж / Dorothea Lange
Позже, работая в Standart Oil Company, Страйкер привлекает Эрвитта к работе над созданием корпоративного фотобанка. Фактически Рой Страйкер стал первым крупным работодателем Эрвитта.

В 1953 году, по представлению своего друга Роберта Капы, Эллиотта Эрвитта принимают в молодое агентство MAGNUM, практически обреченным стать легендарным. Говорить о Роберте Капе вскользь не хочется, я сделаю о нем отдельный пост.
И еще я бы хотел упомянуть Эдварда Стейхена, известного пиктореалиста начала 20-го века. Его фотография «Озеро в лунном свете» была продана в 2006 году на аукционе за 2 928 000 $. В 1955, будучи директором по фотографии Музея современных искусств, он приглашает Эрвитта принять участие в выставке « The Family of the Man». Эта экспозиция включает 503 фотографии различных авторов, сгруппированных вокруг тем, уместных для всех культур: семья, рождение и смерть, любовь. Выставка путешествовала по всему миру в течение 8 лет, делая остановки в тридцати семи странах на шести континентах.

Эдвард Стайхен
(27 марта 1879 — 25 марта 1973) один из наиболее влиятельных мастеров в истории фотографии, который вместе с Альфредом Стиглицем стоял во главе американского «Фото-сецессиона».
«The Pond - moonlight»


Фотограф:
Эдвард Стайхен / Edward Steichen
Мировую известность Эрвитту принесла фотография, сделанная на выставке достижений Американского хозяйства в Москве. На ней Никсон во время эмоциональной беседы тычет пальцем в Хрущева.
Мне повезло оказаться в нужное время в нужном месте. У меня была возможность попасть на стенд «Macy's kitchen», благодаря этому я оказался отделен от толпы и мог свободно перемещаться и быть в непосредственной близости от Хрущева и Никсона.
Эллиотт Эрвитт
Однако на контрольном листе видно, что лидеры двух стран и не спорили вовсе. Скорее они приятно беседовали, смеялись и, как вспоминал позже Эрвитт, обсуждали щи и мясо с кровью. А на последних кадрах с пленки видно, как уже Хрущев тычет пальцем в Никсона. Это прекрасный пример того, как фотография способна манипулировать зрителем.
Контрольный лист
Фотограф:
Эллиотт Эрвитт / Elliott Erwitt
На этом, пожалуй, стоит закончить краткий экскурс в биографию и перейти к нашей теме, чему же мы можем научиться у Эллиотта Эрвитта. Но прежде я хочу привести его рассказ о наблюдении за людьми на его выставке. Мне кажется, эта история хорошо характеризует Эрвитта и можно понять, что для него главное в фотографии и его работе.
Вы же знаете, как люди носятся по Смитсониану — как скорый поезд. Там столько всего, на что стоит посмотреть. Проносясь через мой зал, на полпути его или на трети… они вдруг внезапно останавливались и возвращались назад — что-то, казалось, было не совсем так, как надо. Их глаз не схватывал изображение полностью, с одного раза. Они возвращались, и вот тогда и начиналось все самое потрясающее. Они начинали смеяться, и проникались моей фотографией с таким интересом, что лучшего вознаграждения для себя нельзя было и придумать. Восхитительная реакция! Я просто обожал смотреть, как люди вбегают в зал, останавливаются и начинают все заново. Несколько раз я возвращался понаблюдать за этим
Эллиотт Эрвитт
1
Не планируйте слишком много
Когда я только начал, хотел начать снимать стрит. Я все время откладывал, конечно я боялся, но главноой отговоркой для меня служило отцутствие идей. Мне хотелось начать какой-то глобальный проект, серию фотографией, объедененных одной мыслью. Идеи, которые приходили мне в голову, казались банальными и не интересными. Но штука в том, что, ожидая когда меня посетить «хорошая» идея, я НЕ снимал. Я лишал себя возможности практики.
— Когда вы работали над проектом о собаках, вашей целью было документировать взаимоотношения между животными и людьми?
— Обычно, когда я снимаю, у меня нет конкретной цели. Я просто реагирую на то, что меняя заинтересовало. Я не знаю, что заставило меня снимать собак. У меня многоо фотографий людей, чуть-чуть кошек. Но собаки мне кажутся более симпатичными
Подход Эрвита заключчается в том, что он просто выходит на улицу и снимает то, что находит интересным. А потом, много позже, разбирая архивы сорттирует их по темам. Так и получаются его книги.
Конечно такой метод подходит не всем. Кто-то предпочитает иметь более структурированный план. Мне кажется, что из этого можно извлечь важныый урок. Не имеет значения есть ли у вас идея или нет, как глубоко она проработана. Важно не лишать себя практики. Нужно снимать, снимать и снимать. Выходить на улицу и снимать, то что покажется вам интересным. И однажды что-то натолкнет вас на хороший проект. Если нет, то через год постоянных съемок у вас будет с десяток фотографий объединенных одной темой. Может это и не много, но лучше, чем ничего! Продолжив работу над этой серией, еще через какое-то время у вас будет материал на хорошую выставку, а это уже достижение.
2
Смотрите по сторонам
Чтобы снимать стрит или репортаж нужно быть хорошим наблюдателем. И для этого не требуется слишком много. Нужно просто бродить по улицам и смотреть по сторонам. Мой личный опыт говорит, что сложно снимать стрит по пути куда-то. Когда идешь в конкретное место – это место и есть твоя цель. И движешься к ней целеустремленно, не обращая внимание на то, что происходит вокруг. Когда у тебя нет цели, открывается совершенно другая картина окружающего пространства. Можно задержатся на 5, 10, 20 минут в любом месте и тогда перед глазами развернутся множество различных ситуаций. Останется только запечатлеть их.
— Как вы изучаете город? (идет речь о книге «Rome») Есть ли у вас план или вы просто гуляете и наблюдаете?
— Я просто брожу и глазею по сторонам. Я вырос в Италии, в Милане, и у меня особое чувство к этой стране. Я приезжал сюда по меньшей мере два-три раза в год. Эта книга состоит из случайных, никак не связанных между собой фотографий Рима. Конечно, книг о Риме предостаточно. Но эта более личная. В ней будут и памятники, Колизей конечно, но в ней будут и люди, жизнь!
Самая страшная вещь, которая может случиться с уличным фотографом – превратиться в обычного туриста. Страшная, потому что это слишком предсказуемо. Конечно увидеть главные достопримечательности важно, но вероятность сделать хороший снимок, способный удивить, в этих местах крайне мала. Эти популярные места уже сняты миллионы раз и самое печальное – окружать вас будут такие-же туристы глазеющие по сторонам. Да и удивить фотографией Эйфелевой башни очень сложно.
Другое дело, отойти от туристических маршрутов и отправиться вслед за вашим любопытством. По улицам мало знакомым, именно на них вы можете наткнуться на отличные уличные сюжеты (по крайней мере их никто не снимал до вас).
3
Снимайте не только людей
— Люди – это ваш главный объект исследования?
— Любое проявление людей. Будь то реальные люди или то, что люди делают, для меня это одно и тоже
Можно снимать фотографию о людях, без самих людей в кадре. Конечно, уличный фотограф всегда должен стремиться к изображению людей и не бояться этого. Но вот например фотография Иисуса на фоне билборда Пэпси. Как много она рассказывает о людях, истории и нашем обществе.
Не обязательно фокусировать все свое внимание исключительно на людях. Вокруг есть объекты, которые можно противопоставить или сопоставить друг с другом, получив новое сообщение о нашем обществе. Это могут быть разные вещи: рекламные щиты, предметы на тротуаре, городской пейзаж.
4
Не воспринимайте все слишком серьезно
Когда речь заходит о фотографах «Magnum», первое что приходит нам на ум: серьезные проекты о социальных проблемах или репортажи из горячих точек. Например, такие как у Роберта Капы, одного из основателей агентства.

Но Эрвитт, в отличии от своих коллег, имеет свои уникальный подход к выбору сюжета. Он не снимает очерки на острые темы или войну, его фотографии более остроумные, забавные. Но их нельзя назвать развлекательными, скорее это сатира на наше общество.
— Я не «серьезный» фотограф, как большинство моих коллег. Даже больше, я серьезно стараюсь быть несерьезным
Быть уличным фотографом – не значит грубо вторгаться в личное пространство прохожих, работать жестко и временами даже жестоко. Как, например, Брюс Гилден, Вильям Кляйн или Гарри Виногранд.

Есть желание снимать более позитивные фотографии – вперед! Интересны объекты, окружающие людей на улице – это тоже отличная тема! Нравится городской пейзаж? Снимайте!

Главное – получать удовольствие от процесса.
5
Используйте возможности разной техники
Вопрос, которому возможно уделяется излишнее внимание - какую технику использовать, будет существовать всегда. Несмотря на то, что ответ очень прост. Мне кажется, какой объектив использовать, какую камеру купить, использовать вспышку или нет, снимать на пленку или цифру, все это - вопросы исключительно личных предпочтений и задач, которые стоят перед фотографом.

Например, Эллиотт Эрвитт снимает и на пленку, и на цифру.
— В среде фотографов идет большая дискуссия о том, стоит ли переходить на цифровую съемку, вы используете цифровые камеры?
— Да, я пользуюсь цифровыми камерами, но только для коммерческих заказов. Мои персональные проекты я снимаю на пленку. Цифровая камера более практична, она позволяет сократить сроки сдачи проекта
Применение разных инструментов расширяет опыт фотографа. Например, отправляясь снимать пейзаж, можно взять с собой привычный набор техники (камеру, несколько объективов, штатив) - целый рюкзак фототехники. Но, отдыхая с семьей, можно снимать только на телефон. И это будет совершенно иной опыт, возможно он придаст легкости фотографиям и позволит сосредоточиться на моменте и эмоциях, а не технике. Экспериментируйте!
6
Успех – не в нашей власти
Эрвитт автор многих известных фотографий. Некоторые из них стали знаковыми для целой эпохи. Например, фотография времен сегрегации в США или историческая встреча Хрущева и Никсона.
— Вероятно для того, чтобы фотография стала великой нужно оказаться в нужном месте в нужное время. Что еще необходимо для этого?
— Я не думаю, что можно проснуться утром с целью снять великую фотографию. Это работает не так. Возможно, вам улыбнется удача и вы сделаете хорошую фотографию, которая будет хорошо использована и ее увидит большое количество людей. Я считаю, прежде чем фотографию можно назвать великой, ее должны увидеть много людей. Это часть определения.
— В вашем портфолио достаточное количество известных и знаковых фотографий. Как так вышло?
— Я делаю фотографии, некоторые из них узнают, некоторые используют чаще, чем другие, потому что на нех изображены важные события или важные люди. Существует множество причин, почему фотография может стать знаковой. И не все из них хорошие.
— Можно сказать, вам часто сопутствовала удача?
— Да, удача всегда сопровождала меня. Абсолютно точно.
— Но вы не можете всегда полагаться только на нее?
— И это правда. В фотографии нельзя полагаться только на удачу. Как и в обычной жизни. Просто некоторые более удачливы чем другие.
— Как много удачи необходимо фотографу?
— Это зависит от того, чем вы занимаетесь. Если вы военный фотограф, от удачи зависит очень много, вас могут просто-напросто убить. А если вы студийный фотограф, то от удачи зависит уже гораздо меньше.
Безусловно, успех Эллиотта Эрвитта не только в удаче. В первую очередь, в его мастерстве. И плюс удача, которая помогла стать ему одним из мастеров современной фотографии.

Плох тот фотограф, который не мечтаем о широком признании. Но штука в том, что невозможно контролировать результат. Это всегда неизвестность, все что можно и нужно – сконцентрироваться на процессе. И если быть трудолюбивым и чуть-чуть удачливым – популярность придет сама. Погоня за «лайками» отвлекает от созидания. И это слишком мелкая цель.
Сделать фотографию, которая удивит тебя самого – вот сверхзадача.
7
Сосредоточитесь над содержанием, а не формой
Хорошая фотография – это сочетание содержания (что происходит в кадре) и формы (композиции).
Что же наиболее важно? Что первично, форма или содержание?
— Что самое важное вы можете пожелать будущим фотографам?
— Мое пожелание будущим фотографам – сохранить интерес к человеку и всему, что его окружает. Делать фотографии, содержащие знание и затрагивающие эмоции. Фотография - это впервую очередь содержание, а не форма. Но я надеюсь в будущем будет достаточно фотографий, способных сбалансировать то количество визуального мусора, что мы наблюдаем сегодня.
Снимая уличную фотографию, я понял, что достаточно сложно запечатлеть обе составляющие в одном кадре. Чаще всего сталкиваешься с интересным героем или ситуацией, но не успеваешь выстроить композицию в кадре. Или видишь идеальный набор элементов, складывающихся в композицию, но ничего не происходит и фотография получается скучной, без души. И все же, мне думается, хорошая фотография должна включать обе характеристики.

Нужно обладать чувствительностью, предчувствием момента и, конечно, удачей. Благодаря совокупности этих факторов можно получить фотографию с содержанием. И это приходит с практикой, сами по себе эти качества, а тем более удача, не приходят.
8
Разложите ваши фотографии на полу
Эрвитт снял тысячи фотографий за свою карьеру. Как он производит их отбор когда работает над проектом или очередной книгой? Его совет: разложите их на полу.
— Когда вы готовили книгу «Kolor», как вам удалось выбрать 420 изображение из более чем полумиллиона?
— Мы работали в команде с двумя помощниками. Большинство фотографий хранились в архиве, там мы провели очень много времени. Мы сделали маленькие отпечатки и стали выкладывать их на полу. А затем искали определенные связи между фотографиями, а остальное отсеивали.
Если нужно отобрать фотографии для выставки или книги, да даже просто отобрать лучшие карточки в портфолио, лучший способ – разложить карточки на полу. Перемешать и посмотреть какие из них хорошо взаимодействуют друг с другом. Возможно это соседство придаст новый смысл или усилит восприятие от фотографий. И просто подержать в руках результат своего труда чертовски круто!
9
Думайте о следующем кадре
— Какая фотография, из тех что вы сняли, наиболее интересна по вашему мнению? И есть ли у вас место, где вам нравится снимать больше всего?
— Наиболее интересный снимок тот, который будет следующим, я надеюсь. Я сделаю его в июне или августе, когда буду в Шотландии. Я знаю, что это будет лучший снимок, хотя еще и не снял его.
— А может быть есть любимая фотография из числа ваших?
— Есть несколько, которые мне нравятся, но я надеюсь что все еще не снял свою любимую фотографию.
— Хорошо, тогда может быть есть та, которой вы особенно гордитесь или счастливы, что вам удалось запечатлеть ее?
— Можно сказать, что я отношусь к своим фотографиям как к детям. Я не могу выделить какую-то особенно.
Не иметь любимой фотографии – очень продуктивный подход. Это заставляет быть постоянно не удовлетворенным своей работой и проявлять должное рвение для того, чтобы сделать еще лучше. Чтобы наконец-то снять свою любимую фотографию!

Карьера Эрвитта насчитывает несколько десятилетий и именно такой подход позволил сохранить страсть и желание вновь и вновь выходить на улицу и снимать, снимать и снимать, в надежде, что следующий кадр тот самый.
10
Совершенствуйтесь в наблюдении
Одна из вещей, которую я люблю больше всего в работах Эрвитта – его наблюдательность. Все не важно: технические ноу-хау, фотографические приемы, все сводится только к острому глазу, наблюдательности и реакции.

Эрвитт учит нас, что фотограф должен всегда взаимодействовать с окружающей средой, быть в контакте с ней, и никогда не переставать замечать, что происходит вокруг.
— Вы путешествовали по всему миру с камерой в течение почти семи десятилетий. Вы все еще видите фотографии вокруг вас? Или вы устали от постоянного наблюдения?
— Наблюдение – это и есть фотографирование. С или без камеры. Наблюдение - это основы работы любого фотографа. Я никогда не устану наблюдать. Однако, сейчас я уже не буду фотографировать то, что уже подмечал ранее. Я не хочу повторяться снова и снова.
— Кто ваш любимый фотограф?
— Золотым стандартом фотографии остается, как это было всегда, Анри Картье-Брессон.
— И у вас есть его любимая фотография?
— Да, есть. Это фотография, которая подтолкнула меня к занятию фотографией. Сложно описать ее словами, это фотография сделанная на железнодорожной станции в 1932 году.
— Что было в этой фотографии такого? Как она повлияла на ваш интерес к фотографии?
— Фотография пробудила во мне личные воспоминания и эмоции. И все что для этого потребовалось, простое наблюдение. И я подумал, было бы здорово делать такие фотографии и еще зарабатывать этим на жизнь.
Фотограф Анри Картье-Брессон / Henri Cartier-Bresson
Прелесть уличной фотографии заключается в том, что нет необходимости покупать дорогую камеру или лучшие объективы. Гораздо важнее развивать наблюдательность, оттачивать свой взгляд непрестанно наблюдая за людьми и миром вокруг.

Это как быть инопланетянином, постоянно находить удивительное в повседневном. Конечно, лучший способ постоянно пребывать в этом состоянии - уезжать из места привычного обитания. Но если нет возможности отправиться в путешествие, любое изменение маршрута от дома до работы может стать приключением. Выбраться в другой района города – отличная идея! Но не забывайте о безопасности, выбирая места для прогулок.
11
Найдите время для фотографии
В нашей повседневной жизни слишком много рутины и вырваться из нее, просто выйти на улицу и снимать не так-то просто. И Эрвитт не исключение, он рассказывает, что одна из важнейших вещей его жизни – тайм-менеджмент. Как организовать свою жизнь так, чтобы там было место для съемки? Он жалуется, то его жизнь слишком насыщена различными событиями, но он никогда не забывает, что главное – снимать!
— Что для вас важно сейчас?
— Очень важная вещь для меня сейчас – организация своего времени. Так много всего происходит вокруг, эти вещи отвлекают от того, что я должен делать. Снимать фотографии. Чем интенсивней ваша фотографическая жизнь, тем сложнее становится управление временем
Я думаю, многие из нас задаются вопросом организации своего времени, как быть более эффективными? Путь к успеху в этом деле не в том, чтобы добавлять все больше дел в свое расписание. А в том, чтобы удалять из него вещи, отвлекающие вас от действительно важных дел.

Когда работаешь фрилансером, это особенно важно. Нужно выполнять кучу работы, не связанной со съемкой: встречаться с клиентами, отвечать на письма, писать посты в соц.сетях и т.д. В итоге, времени на съемки для себя не остается совсем. В какой-то момент я понял, что нужно расставить приоритеты иначе – сперва выйти и снять, а потом все остальное.

Есть отличная притча. Как-то один мудрец, стоя перед своими учениками, сделал следующее. Он взял большой стеклянный сосуд и наполнил его до краев большими камнями. Проделав это, он спросил учеников, полон ли сосуд. Все подтвердили что полон.Тогда мудрец взял коробку с мелкими камушками, высыпал ее в сосуд и несколько раз легонько встряхнул его. Камушки раскатились в промежутки между большими камнями и заполнили их. После этого он снова спросил учеников, полон ли сосуд теперь. Они снова подтвердили – полон. И наконец мудрец взял со стола коробку с песком и высыпал его в сосуд. Песок конечно же заполнил последние промежутки в сосуде. «Теперь,» - обратился мудрец к ученикам,- «я хотел бы, чтобы вы смогли распознать в этом сосуде свою жизнь! Крупные камни олицетворяют важные вещи в жизни: ваша семья, ваш любимый человек, ваше здоровье, ваши дети, дело вашей жизни - те вещи, которые, даже не будь всего остального, все еще смогут наполнить вашу жизнь. Мелкие камушки представляют менее важные вещи, такие, как, например, ваша работа, ваша квартира, ваш дом или ваша машина. Песок символизирует жизненные мелочи, повседневную суету. Если же вы наполните ваш сосуд вначале песоком, то уже не останется места для более крупных камней. Также и в жизни: если вы всю вашу энергию израсходуете на мелкие вещи, то для больших вещей уже ничего не останется.

Поэтому обращайте внимание прежде всего на важные вещи, находите время для ваших детей и любимых, следите за своим здоровьем. У вас остается еще достаточно времени для работы, для дома, для празднований и всего остального. Следите за вашими большими камнями - только они имеют цену, все остальное - лишь песок».

Увы, но песка в нашей жизни становится все больше. Песок - это имэйлы, фэйсбук и весь этот нескончаемы поток информации. Отключив все уведомления на телефоне, я удивился, сколько времени у меня появилось. И теперь я решаю когда, с кем и как мне общаться.

Фотография должна быть в числе больших камней. Если не дать ей высший приоритет, времени на нее так и не останется.
12
Стиль придет сам
Со временем, когда проходит период погони за техническими новинками, камерами, объективами, фотографы задаются вопросом: как же сформировать собственный, узнаваемый стиль? Эрвитт вопрос о стиле оставляет на усмотрение зрителя.
— Вы помните тот момент, когда поняли, что у вас сформировался свой уникальный фотографический стиль и вы уже не подражаете своим кумирам?
— Я не осознаю наличие своего стиля. Мне просто нравится делять фотографии. Мои визуальные кумиры по большей части художники. Но я не пишу картин.
— Несмотря на это у вас есть собственный узнаваемый стиль. В ваших работах всегда чувствуется дух Америки 20-го века, даже если они были сделаны в другом месте. Они сочетаются с работами Роберта Франка, Брюса Дэвидсона, Ли Фридлендера – вы когда-нибудь ощущали себя стилистически соответствующим ваши современникам?
— Стилистическое соответствие – вещь которая меньше всего меня интересует. Большая часть работ людей, которых вы упомянули, мне нравится, но есть и те которые не нравятся. Форма и содержание – вот, что для меня важно.
Конечно в фотографии иметь определенный эстетический стиль так же важно, как и важен объект вашей съемки.

Однако, это как гоняться за птицей счастья, чем более страстно желать найти свой стиль, тем дальше он убегает. Гораздо эффективней сконцентрироваться на получении сильных фотографий (с формой и содержанием), а стиль сформируется сам собой, вам скажут об этом зрители.
13
Делайте книги
В современном мире большинство из нас по большей части «Online фотографы». Мы снимаем и размещаем наши фотографии в сети, на сайтах и соцсетях.
Несмотря на то, что Эрвитт очень много снимает в стиле «одиночных картинок» – его главной целью как фотографа является создание книг.
— На сегодняшний день вы издали более 40 книг
— Для одной выставки мы посчитали количество книг, которое может быть там представлено, получилось 45. Но с моей точки зрения наиболее важными являются те, что изданы в последние 10 лет.
— Вы получаете удовольствие от создания книг?
— Ну, я стараюсь оправдать свое существование, делая их. Создание книги - это очень спецефический вид деятельности. На самом деле книга - это не коллекция ваших лучших работ, хотя и это может быть предметом книги. Но все же книга - это способ представить ваши работы в определенном порядке, так, чтобы из этого получился новый смысл. Отбор и компоновка для книги отличается от отбора для выставки или журнала или очерка.
Как бы странно это ни было, но сегодня создать книгу не сложнее, чем сделать публикацию в блог. Существуют сервисы по малотиражной печати, например blurb или dreamalbum. Есть простые и интуитивно понятные программы для верстки и подготовки книг. И несмотря на это, увы, но фотография перестала быть материальной. И это часто меня расстраивает. Я не вижу, не могу потрогать результат своей работы. А еще, иногда я задумываюсь о вечном и мне гораздо больше греет душу мысль о том, что после меня останутся книги, а не гигабайты на чужих серверах.

Тут нужно сказать еще об одном забытом свойстве фотографии – их нужно печатать. И если выбирать на что потратить очередные десятки тысяч – на новую камеру или объектив? То правильный ответ будет – на хороший принтер!
14
Не будьте небрежным
Как выше уже говорилось, Эрвитт снимает и на пленку, и на цифру. Для личных проектов он предпочитает пленку. Он не из тех, кто ненавидит цифру только потому, что это не пленка.
Однако подмечает, что множество фотографов стали небрежны, практически не думают, когда снимают. Он считает, что цифровая камера сделала фотографию слишком доступной и простой и в результате люди перестали думать прежде, чем сделать снимок.
— Проблема цифровой фотографии в том, что это слишком просто. Когда что-то упрощается, люди становятся небрежны в этом. А небрежность в фотографии - плохое качество. Когда фотография была пленочной, она требовала много усилий. А сейчас даже шимпанзе с цифровой камерой может получить довольно хороший результат, по крайней мере видимый результат. И я думаю в этом вся проблема. Слишком просто и нет необходимости обдумывать кадр перед съемкой
Действительно, многие фотографы снимают, не обдумывая композицию, освещение, кадрирование, содержание и форму.

Благодаря прогрессу технически каждый может сделать хорошую фотографию. Однако, наличие инструмента для получения хорошей фотографии не значит, что фотографии будут хорошими.
— Правила игры меняются. Сегодня каждый владелец смартфона – фотограф. Как это влияет на фотографию?
— Нет, не каждый является фотографом, и это остается неизменным. Конечно, это очень соблазнительно. Но по той же причине, все кто имеют карандаш не обязательно хорошие писатели. Это не значит, что для получения фотографии нужно много знать. Я имею ввиду фотография - не хирургия головного мозга. Это не так уж сложно. И сейчас это проще, чем было раньше, но и раньше это было не слишком сложно. Дело не в простоте, дело в том, что вы делаете и как вы это делаете, как вы создаете свою жизнь и как вы формируете свое видение.
Не важно на какую технику снимать. Можно делать ужасные фотографии на дорогую технику и отличные на дешевую. Нужно стараться быть требовательным к себе и не быть небрежным. Не снимать бездумно. Иметь конкретную цель.

Чем больше внимания уделяется фотографиям при съемке в течение долгого времени, тем более качественным становится видение фотографа.
Заключение
Эллиотт Эрвитт в профессии более 70 лет, он создал себе имя и невероятно мощное портфолио за эти годы. Однако он не перестает снимать. Его жизнь – фотография.

Эрвитт не ставил цели стать великим или известным фотографом. Скорее всего, он просто получал удовольствие, занимаясь фотографией, и фотография была отражением его самого. Он, естественно, причудливый, любопытный с чувством юмора и использует камеру, чтобы запечатлеть мир вокруг себя.

Я думаю, нам всем стоит поучиться у Эрвитта не воспринимать себя слишком серьезно как фотографов. Давайте просто выйдем на улицу и будем с любопытством исследовать мир, с камерой в руках. Все остальное: стиль, аудитория, слава – придет потом.