16 июля 2021

Какую из плёночных среднеформатных камер выбрать: Mamiya RZ67 или Pentax 67


Это, пожалуй, две самые популярные камеры в формате кадра 6×7 см, рабочие лошадки многих фотографов, ставшие классикой. У каждой из них армия фанатов. Со мной уже несколько лет Мамия. Благодаря моему хорошему товарищу у меня была возможность потестировать Пентакс. За неделю я успел влюбиться в него и понять, что мне он не подходит. О причинах, основных отличиях и сильных сторонах каждой из камер расскажу в этом посте.

Я не буду останавливаться на техническом сравнении, потому что в Сети масса отличных статей с подробным описанием, а изложу свои впечатления и мысли об их предназначении.
Mamiya RZ67
У меня камера первой версии с объективом 90 mm f/3.5. Такой объектив часто ставили штатным в комплекте к камере, что обычно означает весьма посредственное качество, но не в этом случае. Резкий даже на максимально открытой диафрагме, даёт приятное размытие и пластику картинки. На мой вкус, фокусное расстояние 90 мм поинтересней, чем у популярного портретного объектива 110mm f/2.8.

Изначально на камере стояла шахта, для визирования сверху, но я докупил замерную призму. Через шахту удобно снимать пейзаж и натюрморт, а вот портрет не очень — приходится вставать на что-то самому или усаживать модель, чтобы сделать снимок на уровне глаз. Несмотря на то что призма позволяет снимать в приоритете диафрагмы и вся автоматика исправно работает, встроенному экспонометру я не доверяю и пользуюсь внешним Секоник 308, выставляя все параметры на камере вручную.
У меня камера первой версии с объективом 90 mm f/3.5. Такой объектив часто ставили штатным в комплекте к камере, что обычно означает весьма посредственное качество, но не в этом случае. Резкий даже на максимально открытой диафрагме, даёт приятное размытие и пластику картинки. На мой вкус, фокусное расстояние 90 мм поинтересней, чем у популярного портретного объектива 110mm f/2.8.

Изначально на камере стояла шахта, для визирования сверху, но я докупил замерную призму. Через шахту удобно снимать пейзаж и натюрморт, а вот портрет не очень — приходится вставать на что-то самому или усаживать модель, чтобы сделать снимок на уровне глаз. Несмотря на то что призма позволяет снимать в приоритете диафрагмы и вся автоматика исправно работает, встроенному экспонометру я не доверяю и пользуюсь внешним Секоник 308, выставляя все параметры на камере вручную.
Mamiya RZ67 | Sekor Z 90mm f/3.5 | Fujifilm 400H PRO
Что мне нравится в этой камере, так это модульная конструкция. По сути, сама камера — это небольшой квадрат, внутри которого находится зеркальный механизм, и, в принципе, всё. Видоискатель, в виде шахты или призмы, устанавливается сверху. Можно легко менять в зависимости от задачи. В путешествия удобно ездить именно с шахтой, она компактней, в отличие от громоздкой призмы.

Задник, куда заряжается плёнка — тоже отдельный модуль, который можно переставить во время съёмки. Иметь несколько задников бывает удобно, например, чтобы переключаться между цветной и ч/б или плёнкой с разной чувствительностью. Для съёмки вертикальных кадров предусмотрена возможность поворота задника на 90 градусов, чтобы не наклонять камеру.
  • Mamiya RZ67 | Sekor Z 90mm f/3.5 | Fujifilm 400H PRO
Mamiya RZ67 | Sekor Z 90mm f/3.5 | Fujifilm 400H PRO
Что мне нравится в этой камере, так это модульная конструкция. По сути, сама камера — это небольшой квадрат, внутри которого находится зеркальный механизм, и, в принципе, всё. Видоискатель, в виде шахты или призмы, устанавливается сверху. Можно легко менять в зависимости от задачи. В путешествия удобно ездить именно с шахтой, она компактней, в отличие от громоздкой призмы.

Задник, куда заряжается плёнка — тоже отдельный модуль, который можно переставить во время съёмки. Иметь несколько задников бывает удобно, например, чтобы переключаться между цветной и ч/б или плёнкой с разной чувствительностью. Для съёмки вертикальных кадров предусмотрена возможность поворота задника на 90 градусов, чтобы не наклонять камеру.
Последний модуль — это объектив. Тут тоже есть классный нюанс, наводка на резкость осуществляется при помощи фокусировочного меха, а не подвижных линз внутри объектива, что делает конструкцию более герметичной и надёжной.

У Мамии есть разные дополнительные модули, например, мотор для автоматической перемотки плёнки или задник для картриджей Полароид. В прошлом, до эпохи цифровых технологий, он был необходим студийным фотографам для тестов освещения и экспозиции. Сейчас многие используют его как самостоятельный творческий приём.
Последний модуль — это объектив. Тут тоже есть классный нюанс, наводка на резкость осуществляется при помощи фокусировочного меха, а не подвижных линз внутри объектива, что делает конструкцию более герметичной и надёжной.

У Мамии есть разные дополнительные модули, например, мотор для автоматической перемотки плёнки или задник для картриджей Полароид. В прошлом, до эпохи цифровых технологий, он был необходим студийным фотографам для тестов освещения и экспозиции. Сейчас многие используют его как самостоятельный творческий приём.
Mamiya RZ67 | Sekor Z 90mm f/3.5 | Fujifilm 400H PRO
В Мамии применяется центральный затвор, который расположен непосредственно в объективе. Такая конструкция позволяет снимать с импульсным светом на любой скорости затвора, хоть 1/60, хоть 1/400. Я часто снимаю в студии или на локации со вспышками и для меня это очень важный параметр. Но есть и ложка дёгтя, максимальная выдержка составляет всего 1/400 секунды. Снимать на плёнку с чувствительностью в 400 единиц при дневном освещении и на открытых диафрагмах становится проблематично. Приходится закрывать диафрагму или использовать ND-фильтры.

Существенный минус этой камеры — вес и эргономика. С призмой Мамия весит 3,5 килограмма, и держать её не так-то удобно. По сути, это тяжёлый прямоугольный кирпич и вся конструкция предполагает размеренный, неспешный темп съёмки.
В Мамии применяется центральный затвор, который расположен непосредственно в объективе. Такая конструкция позволяет снимать с импульсным светом на любой скорости затвора, хоть 1/60, хоть 1/400. Я часто снимаю в студии или на локации со вспышками и для меня это очень важный параметр. Но есть и ложка дёгтя, максимальная выдержка составляет всего 1/400 секунды. Снимать на плёнку с чувствительностью в 400 единиц при дневном освещении и на открытых диафрагмах становится проблематично. Приходится закрывать диафрагму или использовать ND-фильтры.

Существенный минус этой камеры — вес и эргономика. С призмой Мамия весит 3,5 килограмма, и держать её не так-то удобно. По сути, это тяжёлый прямоугольный кирпич и вся конструкция предполагает размеренный, неспешный темп съёмки.
Pentax 67 II
При проявке плёнки с Пентакса я допустил технологическую ошибку, поэтому цвета на фотографиях немного поехали и отличаются от кадров снятых на Мамию.
На тест мне досталась самая навороченная версия, со встроенным экспонометром и возможностью съёмки в приоритете диафрагмы. Объектив 105 mm f/2.4 с потрясающим боке, пластикой и при этом резкий с самой открытой диафрагмы.

Пентакс очень удобная в использовании камера с интуитивно понятным интерфейсом для пользователей обычных зеркальных камер. Конечно, она тоже тяжёлая, около двух килограммов, но за счёт удобного корпуса и эргономики камерой легко управлять. Можно снимать динамичные сюжеты. Тут даже добавить особо нечего, по удобству использования в процессе съёмки и перезарядки плёнки Пентакс полностью уделывает Мамию.
На тест мне досталась самая навороченная версия, со встроенным экспонометром и возможностью съёмки в приоритете диафрагмы. Объектив 105 mm f/2.4 с потрясающим боке, пластикой и при этом резкий с самой открытой диафрагмы.

Пентакс очень удобная в использовании камера с интуитивно понятным интерфейсом для пользователей обычных зеркальных камер. Конечно, она тоже тяжёлая, около двух килограммов, но за счёт удобного корпуса и эргономики камерой легко управлять. Можно снимать динамичные сюжеты. Тут даже добавить особо нечего, по удобству использования в процессе съёмки и перезарядки плёнки Пентакс полностью уделывает Мамию.
Mamiya RZ67 | Sekor Z 90mm f/3.5 | Fujifilm 400H PRO
На Пентакс можно установить шахту или обычный видоискатель, но вот задник сменить нельзя, пока плёнка не будет отснята до конца, сменить её не получится.

Затвор может отрабатывать выдержки до 1/1000, что позволяет снимать при дневном освещении на достаточно открытых диафрагмах. Но, как и в зеркалках, тут применяется шторно-щелевой затвор, который имеет чудовищно неприличную выдержку синхронизации в 1/30 секунды, что делает Пентакс практически непригодным для работы со студийным светом.
  • Pentax 67 II | Pentax 105mm f/2.4 | Fujifilm 400H PRO
Pentax 67 II | Pentax 105mm f/2.4 | Fujifilm 400H PRO
На Пентакс можно установить шахту или обычный видоискатель, но вот задник сменить нельзя, пока плёнка не будет отснята до конца, сменить её не получится.

Затвор может отрабатывать выдержки до 1/1000, что позволяет снимать при дневном освещении на достаточно открытых диафрагмах. Но, как и в зеркалках, тут применяется шторно-щелевой затвор, который имеет чудовищно неприличную выдержку синхронизации в 1/30 секунды, что делает Пентакс практически непригодным для работы со студийным светом.
Заключение
На самом деле, обе камеры прекрасны, но имеют разное предназначение. Если важна функциональность и работа в студии с импульсным светом, то стоит выбирать Мамию. А если снимать на улице с естественным освещением, то лучше обратить внимание на Пентакс.

Именно поэтому Пентакс не мой вариант, я часто комбинирую доступный и импульсный свет, а длинная выдержка синхронизации и отсутствие горячего башмака в Пентаксе делают его непригодным для такого типа съёмок. Но я задумался, что неплохо бы иметь эту камеру для путешествий и именно с объективом 105 mm f/2.4, он просто фантастически разрисовывает картинку.

Что касается эргономики, то обе камеры тяжёлые, но Пентакс показался мне более удобным в работе и подготовке к съёмке. Его можно перевозить в обычном фоторюкзаке, а у Мамии мне приходится постоянно отстёгивать призму, иначе она просто не помещается ни в одну сумку.

Небольшое замечание относительно разных версий этих камер. У Мамии есть более ранняя RB67, её можно купить значительно дешевле. Но это полностью механическая камера, что скорее плюс, так как маленькая батарейка в RZ67, которая нужна для управления электронным затвором, как-то меня подвела. С тех пор я не выхожу без запасной. Но с другой стороны, RB67 существенно старше и найти её в хорошем состоянии всё труднее и труднее. Кроме этого, она ощутимо тяжелее и линзы от более свежей RZ67 не подходят к RB67. В последней версии RZ67 II добавлено несколько улучшений: максимальная выдержка в 1/500, регулировка выдержки с шагом в ½ стопа, более чёткий фокусировочный экран и ещё ряд незначительных доработок.

C Пентаксом всё сложнее, есть несколько версий: 6×7, 6×7 MLU, 67 и 67 II. Я не сильно в них разбираюсь, поэтому только обращаю внимание, что цены на них могут отличаться в разы. Первые две достаточно старые, полностью механические, их сложно найти в хорошем состоянии, но они существенно дешевле. Я бы присмотрелся к Пентаксу 67, который принципиально отличается от того, что был у меня на тесте, отсутствием автоматического режима приоритета диафрагмы. Но если снимать с ручным экспонометром, то это и неважно.
На самом деле, обе камеры прекрасны, но имеют разное предназначение. Если важна функциональность и работа в студии с импульсным светом, то стоит выбирать Мамию. А если снимать на улице с естественным освещением, то лучше обратить внимание на Пентакс.

Именно поэтому Пентакс не мой вариант, я часто комбинирую доступный и импульсный свет, а длинная выдержка синхронизации и отсутствие горячего башмака в Пентаксе делают его непригодным для такого типа съёмок. Но я задумался, что неплохо бы иметь эту камеру для путешествий и именно с объективом 105 mm f/2.4, он просто фантастически разрисовывает картинку.

Что касается эргономики, то обе камеры тяжёлые, но Пентакс показался мне более удобным в работе и подготовке к съёмке. Его можно перевозить в обычном фоторюкзаке, а у Мамии мне приходится постоянно отстёгивать призму, иначе она просто не помещается ни в одну сумку.

Небольшое замечание относительно разных версий этих камер. У Мамии есть более ранняя RB67, её можно купить значительно дешевле. Но это полностью механическая камера, что скорее плюс, так как маленькая батарейка в RZ67, которая нужна для управления электронным затвором, как-то меня подвела. С тех пор я не выхожу без запасной. Но с другой стороны, RB67 существенно старше и найти её в хорошем состоянии всё труднее и труднее. Кроме этого, она ощутимо тяжелее и линзы от более свежей RZ67 не подходят к RB67. В последней версии RZ67 II добавлено несколько улучшений: максимальная выдержка в 1/500, регулировка выдержки с шагом в ½ стопа, более чёткий фокусировочный экран и ещё ряд незначительных доработок.

C Пентаксом всё сложнее, есть несколько версий: 6×7, 6×7 MLU, 67 и 67 II. Я не сильно в них разбираюсь, поэтому только обращаю внимание, что цены на них могут отличаться в разы. Первые две достаточно старые, полностью механические, их сложно найти в хорошем состоянии, но они существенно дешевле. Я бы присмотрелся к Пентаксу 67, который принципиально отличается от того, что был у меня на тесте, отсутствием автоматического режима приоритета диафрагмы. Но если снимать с ручным экспонометром, то это и неважно.
Подписывайтесь на мою рассылку о фотографии, вдохновении и творческом развитии

смотрите также