12 Декабря 2016

5 слагаемых хорошего репортажа

Автор поста
Сегодня я хочу начать добрую традицию – приглашать в свой блог фотографов, и не только, чтобы они делились профессиональными секретами. Первым моим гостем стал хороший товарищ и талантливый фотограф Ильяс Фархутдинов.
Ильяс Фархутдинов
репортажный фотограф, документалист, преподаватель
1
Будь готов
Самым важным, с технической точки зрения, в съемке репортажа является наличие необходимого оборудования и надежность. Если наличие той или иной техники будет разниться от съемки к съемке, то вот надежность и подготовленность фотографа - универсальное требование. Здесь пойдет речь только о технической подготовленности. Первым делом быть уверенным в камере, но при этом иметь запасную. Ходит немало страшных рассказов о том, как в начале важной съемки у камеры клинит затвор или залипает зеркало. У камер есть гарантированный производителем пробег затвора, 70, 150 или 250 тысяч кадров, после преодоления этой планки лучше заранее затвор заменить, заодно в сервисе желательно проверить состояние и работоспособность других подвижных элементов камеры.

Следующий элемент - память. Объем карт памяти должен превышать потребность любой возможной съемки. Лучше если в камере два слота под карты памяти и фотографии пишутся сразу на оба, дублируясь. Последнее что вам нужно это получить дорогостоящий заказ и потерять половину съемки из-за неисправности карты. Если в камере только один слот, на этот случай воспользуйтесь таким трюком. Снимайте на малообъемные карты и меняйте их как можно чаще, примерно каждые 15 минут. Таким образом, если одна из карт выйдет из строя, вы не потеряете целый кусок события, а только небольшие части из каждого отрезка времени.

Как только заметили странное поведение карты, записываются битые файлы или не записывает некоторые фотографии - сразу уверенно карту выбрасывайте. Карта рано или поздно подведет и обычно в самый не подходящий момент.

C аккумуляторами похожая ситуация. Их всегда должно быть больше чем нужно и проследите за зарядом.

Ну и смотрите под ноги, не привлекайте к себе внимания!
2
Знай что снимаешь
Ключевой аспект удачной репортажной съемки - четкое понимание того мероприятия которое собираешься снимать. Профессионал знает, где быть и чувствует, когда нажимать на кнопку. Как раз, чтобы знать где находиться помогает изучение плана мероприятия. План или сценарий мероприятия сильно облегчит жизнь фотографа. Можно и нужно заранее выбрать точки для съемки каждого ключевого момента.

Если собираетесь снимать спортивное состязание, то изучите правила и регламент по которому оно проводится. Для примера, идя снимать футбол вы должны знать что игра идет 90 минут, в течении которых команды пытаются загнать мяч в ворота противника, не забывая о возможном дополнительном времени или серию пенальти и другие игровые аспекты. Изучение правил и минимальный опыт съемки подобных состязаний превращает процесс съемки в череду следующих мыслей: "Вот сейчас будет построение, нужно снять как игроки под гимн стоят, потом перейду на другую сторону, снять вбрасывание, ведь с той стороны фон будет лучше, дальше пойду к воротам слабой команды, вот у один гол снял, пойду на центр поснимать борьбу за мяч, кричащего тренера снял, ликующих фанатов тоже", ну и так далее.

Так же, важный момент - понимание уровня доступа. Можно ли ходить где вздумается, либо придется тесниться в пресс зоне с двадцатью такими же фотографами. От этого будет зависеть какие объективы взять на съемку. У меня в арсенале всего два объектива, которые нужны для повседневных задач, но для специфичных съемок беру в прокат нужный объектив.
3
Работай на разных планах
Если обратиться к кинематографу, фильм, снятый с одной крупностью элементов в кадре найти не возможно, может я о таком не знаю. Классическая схема для киношного монтажа - чередование общих, средних и крупных планов. Эту же схему можно перенять для репортажной фотографии, чтоб впоследствии при отборе была возможность чередовать крупность в снимках, тем самым не давая зрителю заскучать.

Все ключевые события мероприятия должны быть отсняты с разной крупностью.
Как крупность рассказывает историю?
Эти приемы работают в любом визуальном средстве коммуникации от фотографии до мультипликации. На примере мультика «Суперсемейка» рассмотрим основные крупности и их значение.
4
Используй уловки
В любой, самой сложной ситуации профессионал должен найти способ выдать качественный результат. Для этого мы можем применять простые, но эффективные приемы. Сверхширокоугольный объектив сможет придать ощущение эпичности в самых маленьких помещениях, а телеобъектив поможет отделить объект съемки от не красивого фона. Оба эти варианта дают картинку, не привычную для человеческого глаза, люди так не видят. Грамотным использованием вспышки можно создать эффект яркого солнечного дня в подвале или наоборот, используя высокие iso доступные в современных камера, передать атмосферу ужина при свечах.

Главное понимать, на что способна камера, а на что нет. Научитесь оборачивать недостатки в пространство для творчества.
5
Смотри и практикуйся
Head to the hills for a cool summer
Уловки это хорошо, но ни один технический прием не превзойдет по эффекту кадр с грамотной композицией. Научить чувству композиции невозможно, этим навыком можно овладеть только самостоятельно. Для этого нужно постоянно смотреть работы крутых репортажников и практиковаться самому.

Для насмотренности идите на сайты конкурсов типа WPP и POY, там вы найдете лучшие репортажные, фотожурналистские и документальные фотографии за год. По практической части рекомендация такая - возьмите объектив с фиксированным фокусным расстоянием, что-то средне широкое или стандартное (28мм, 35мм, 50мм) и попробуйте какое-то время снимать только на него. Это поможет прочувствовать границы кадра и приучит тело двигаться в поисках подходящего расстояния, высоты и угла съемки.