22 МАРТА 2018

Портфолио коммерческого фотографа


В очередной раз обновляя портретное портфолио, задумался над принципами отбора и сортировки. В этом посте рассказываю, как выбрать лучшие фотографии и составить гармоничное портфолио, которое интересно смотреть.
Какие портфолио бывают
По способу организации портфолио делятся на два типа: избранное и серийное (проектное). В некоторых жанрах, например, свадебной фотографии, для передачи настроения и атмосферы важно показать серию снимков с одной съёмки, тогда портфолио строится из нескольких альбомов, содержащих лучшие кадры с каждой свадьбы — это серийное. Избранное портфолио — собрание лучших работ фотографа из разных серий и проектов.

Идеально иметь оба варианта. Избранное показывает область специализации, уровень компетенции, стиль автора и помогает понять, подходит ли фотограф для конкретной работы. Если да, то можно перейти в серии и посмотреть близкие к задачам заказчика варианты.

С портфолио в виде серий всё достаточно просто. Для каждой съёмки создайте галереи на сайте или альбомы в соцсетях. Кратко опишите задачу или событие, место действия. Гармонично сложить фотографии внутри одной съёмки несложно, так как всё снято в одном стилистическом решении. А вот с избранным сложнее. Фотографии из разных съёмок часто не работают рядом композиционно или конфликтуют по смыслу.
На сайте, посвящённом свадебной фотосъёмке, портфолио организовано в серии. Для каждой свадьбы отдельный альбом. Портретные съёмки объединены в отдельном портфолио
Специализация
Начните подготовку избранного с определения жанра. Хороший фотограф почти как врач — имеет узкую специализацию, в которой прокачивает свои навыки и с каждым годом становится лучше и лучше. Количество съёмок превращается в опыт, а с опытом растёт качество исполнения.

Некоторые жанры удачно дополняют друг друга и разумно включать их в одно портфолио. Свадьбы и семейные портреты — это всё об одном, о счастье быть вместе. А семейная фотография и обнажённая натура совершенно о разном. Такое сочетание скорее оттолкнёт часть клиентов. Это как врач проктолог-стоматолог, страшно даже представить. Если вам важно снимать жанры, которые не сочетаются — заведите псевдоним, разные сайты и портфолио.
Объём портфолио
Портфолио, которое досмотрят, включает в себя 50–100 фотографий. Этого количества достаточно, чтобы понять стиль и компетенцию автора. Время — самый ценный ресурс 21 века. По статистике посещения моего сайта видно, что в среднем на нём проводят пять минут. На просмотр одной фотографии человек тратит три секунды, за пять минут посмотрят максимум 100 снимков.

50 фотографий не значит столько же съёмок. Включайте по 3–4 фотографии из каждого проекта. Если сейчас материала недостаточно, то для начального портфолио нужно провести 10 съёмок и из этого уже можно собрать портфолио.
Проанализируйте поведение вашей аудитории, и скорректируйте объём портфолио
Отбор в избранное
Теперь давайте поговорим об отборе фотографий из одной фотосессии. Под серией я понимаю фотографии, раскрывающие один образ модели или выполняющие общую задачу. Если за одну съёмку снимается два образа с уникальным светом, одеждой и локацией, то получается, что в рамках одной съёмки снято две серии. А если при съёмке коллекции одежды модель постоянно меняет одежду, чтобы показать фактуру и цветовые сочетания, но локация и свет остаются неизменными, то это одна серия.
.
.
.
.
.
.
Фотографии с этой съёмки можно объеденить в одну серию. Изменения в образе компенсируются сохранением локации, постановки света и стиля съёмки.
Чтобы отобрать из серии три фотографии, достойные попасть в избранное, доверьтесь своей интуиции. Не зацикливайтесь на технических деталях фотографии. Снимки будут смотреть люди, не знающие о глубине резкости, построении световых схем и прочих профессиональных тонкостях. Зрителю важно, какое впечатление оставляет фотография. Иногда технически менее удачный снимок цепляет гораздо сильнее и стоит выбрать именно его.

Обращайтесь за мнением со стороны к людям с хорошим вкусом. Мнение далёкого от профессии человека, но обладающего чувством гармонии и стиля, может оказаться более точным и полезным.
Организация фотографий
Следующий этап самый сложный — расположение фотографий в портфолио. Хорошее портфолио подобно классному плей-листу — музыкальные композиции плавно перетекают одна в другую. Темп песен ускоряется или замедляется постепенно. Юра Шатунов и «Металлика» не будут сменять друг друга.
Плэй-лист для настроения. Будете собирать портфолио — пригодится.
Используйте визуальные рифмы и тональные переходы для создания ощущения плавного потока при просмотре фотографий. А для создания контраста используйте эмоциональный фон изображений. Ставьте статичные снимки рядом с динамичными.
.
.
.
Используя фотографию со смешанным светом (холодным от окна и тёплым от настольной лампы), я смягчаю переход от фотографий в холодных оттенках к тёплым.
Составление портфолио это непрерывный процесс. Вы набираетесь опыта, и с каждой съёмкой фотографии становятся лучше. Возможно, меняется стиль и подход к работе. Поэтому фотографии нужно постоянно обновлять. Самые свежие работы ставьте первыми. Добавляя новые съёмки, удаляйте старые, которые больше не соответствуют вашему уровню. Так получится поддерживать актуальность.

Портфолио — рассказ о вас, как об авторе. Сделайте его интересным! Как и в любой истории, в портфолио есть начало, развитие и конец. Начинайте мощно, увлечь зрителя должны уже первые снимки. Середина сохраняет интерес, избегайте монотонности. Чередуя фотографии по настроению или цветовой гамме, не давайте зрителю заскучать. Финал — это то, что зритель запомнит последним. Приготовьте что-нибудь неожиданное.
Алгоритм составления портфолио
Определите специализацию портфолио. Если снимаете в разных жанрах, разделите портфолио и показывайте на разных сайтах, подумайте над псевдонимом, чтобы клиенты не путали, что вы снимаете.
Включите в портфолио от 50 до 100 фотографий. Такой объём расскажет достаточно о вашем стиле и зритель сможет досмотреть до конца
Отбирайте самое лучшее. В портфолио не должно быть слабых фотографий. Не зацикливайтесь на технических деталях, ориентируйтесь на общее впечатление от фотографии
В начало ставьте самые свежие и сильные работы. В середине чередуйте фотографии по цветовой палитре и настроению, это удержит интерес зрителя. В конце — удивите!

смотрите также