курс «основы фотографии»
Вводная лекция
Преподаватель Евгений Дёмшин
Из этой лекции вы узнаете об этапах развития фотографии и особенностях визуального языка,
а также познакомитесь со значимыми авторами и жанрами фотографии.
Фотография в нашей жизни
Статистика Instagram
Данные только одной социальной сети говорят о переизбытке визуальной информации.
70
миллионов фотографий ежедневно
1 620
дней потребуется для просмотра фотографий одного дня
600
миллионов активных пользователей
@eugeny_demshin
Кстати, не забудьте подписаться на мой аккаунт.
Гигантский объём визуальной информации вокруг нас вырабатывает невосприимчивость к изображениям. При просмотре ленты в социальных сетях требуется меньше секунды, чтобы понять — интересен материал или нет. В борьбе за внимание зрителя фотография сталкивается с двумя проблемами: высокая конкуренция (контента много) и время зрителя (который вечно спешит). Выживает фотография, способная удивить. Добиться этого непросто.

Но это не единственная проблема.
Cтруктура сюжетов фотографий в моей ленте
80%
Селфи
Любительские фотографии бытового жанра,
снятые на телефон.
15%
Интересные
Фотографии с правильной экспозицией, композицией и наличием сюжета. Сделаны любителями и профессиональными фотографами.
5%
Шедевры
Фотографии, достойные публикаций в журналах и выставок в галереях. Авторы — признанные мастера.
Для формирования и развития визуального вкуса ориентируйтесь на последние две категории. Окружите себя качественными фотографиями. Для начала воспользуйтесь списком рекомендаций. Также важно постоянно дополнять и обновлять список фотографов и сообществ, соответствующих вашим вкусам и предпочтениям. На протяжении курса будем знакомиться с фотографами и постепенно пополнять коллекцию.
До изобретения фотографии
Когда на создание изображения уходили недели, месяцы, а иногда и годы, разглядывание и чтение картин происходило иначе. Посмотрите на картину Рубенса «Бедствия войны».

Обратите внимание, сколько времени требуется на разглядывание мельчайших деталей. Попытайтесь описать картину, кто на ней изображён и какую роль играют предметы.
Я привожу в пример «Бедствия войны» потому, что в истории сохранилось письмо самого автора, описывающее изображённый сюжет. Сделать это попросил частный заказчик, для которого была создана картина. Её транспортировка занимала длительное время, поэтому пока она была в пути, Рубенс рассказал о сюжете в письме. Текст письма ниже.
Антверпен, 12 марта 1638 г.

Я надеюсь, что после 10 февраля (дата Вашего последнего письма) Вы получили мое письмо, в котором я уведомлял Вас о получении трагедии и горячо благодарил за нее. Я должен Вам сказать, что сегодня меня посетил господин Схюттер, который заплатил мне 142 флорина и 14 стейверов — остаток платы за картину, написанную мною по заказу Вашей Милости. В получении этой суммы я выдал ему расписку.

Я навел справки у господина Аннони, чтобы дать Вам точные сведения. Господин Аннони сказал мне, что он три недели тому назад отправил картину в ящике до Лилля, откуда она будет продолжать путь в Италию. Надеюсь, что с Господнего соизволения она дойдет до Вас скоро и благополучно, ведь после взятия Ханау и Веймарского поражения дороги Германии станут безопаснее.

Что касается сюжета картины, он совершенно ясен; некоторых объяснений, которые я дал Вам вначале, совершенно достаточно, чтобы Вы просвещенным взором охватили все остальное на самой картине лучше, чем по моим описаниям. Однако я кратко объясню сцену, раз Вы этого желаете.


Главная фигура — это Марс, который выходит из открытого храма Януса (который, согласно римским обычаям, в мирное время был заперт) и шествует со щитом и окровавленным мечом, угрожая народам великими бедствиями и не обращая внимания на свою возлюбленную Венеру, которая, окруженная амурами и купидонами, силится удержать его ласками и поцелуями.

С другой стороны фурия Алекто, с факелом в сжатой руке, увлекает Марса. Рядом с ними неразлучные спутники войны — Голод и Чума. На землю повержена ниц женщина с разбитой лютней, это — Гармония, которая несовместима с раздорами и войной. Мать с младенцем на руках свидетельствует, что изобилие, чадородие и милосердие страдают от войны, развратительницы и разрушительницы всего.

Кроме того, там есть еще зодчий, упавший со своими орудиями, ибо то, что мир воздвигает для красоты и удобства больших городов, насилие оружия разрушает и повергает ниц.

Далее, если память не изменяет мне, Ваша Милость увидит на земле под ногами Марса книгу и рисунки; этим я хотел указать на то, что война презирает литературу и другие искусства. Там должен быть также развязанный пучок копий или стрел с соединявшей их веревкой. Связанные вместе, они служат эмблемой согласия, равно как кадуцей и оливковая ветвь — символ мира; я изобразил их лежащими тут же.

Скорбная женщина в траурной одежде, под разодранным покрывалом, без драгоценностей и каких- либо украшений - это несчастная Европа, которая уже столько лет страдает от грабежей, насилий и бедствий всякого рода, вредоносных для каждого из нас и потому не требующих объяснения. Ее отличительный знак - земной шар, поддерживаемый ангелом или гением и увенчанный крестом, символом христианского мира.
— Питер Пауль Рубенс, Юстусу Сустермансу (придворный художник Марии Медичи, заказчик картины)
Уверен, смысл картины дополнился после прочтения письма. Открылись новые пласты, которые без контекста оставались скрыты. Рубенс указывает на то, что человек с «просвещённым взором» способен прочесть изображённый сюжет без посторонней подсказки. В наше время знания для прочтения античных сюжетов используются лишь экспертами и знатоками. Без дополнительных пояснений узнать смысл сюжета становится невозможно.

Поэтому, отправившись в музей в следующий раз, познакомьтесь с двумя-тремя картинами заранее. Взгляд на эти полотна станет шире и поход в музей доставит больше удовольствия.

Почему фотография так популярна

Фотография — самый популярный вид творчества. Такая любовь обусловлена её уникальными особенностями.
Особенность первая
Фотография фиксирует сюжеты реальной жизни.
Леонардо да Винчи говорил: «Живопись тем более похвальна, чем большее сходство с предметом она имеет». Художники действительно стремились передать сюжет максимально реалистично. Начиная с эпохи ренессанса применялись технические изобретения для облегчения труда художника: камера-обскура и камера-люцида. Но с изобретением фотографии, которая оказалась способна делать точный слепок реальности, конкурировать в этом направлении стало бессмысленно. Благодаря фотографии появились абстрактные направления живописи. Фотография же заняла место летописца нашей повседневности. Фотоснимок — доказательство того, что запечатлённое действительно происходило.
Особенность вторая
Быстрая и простая технология.
Прогресс избавил фотографов от трудоёмкого процесса проявки и печати фотографий. Современная фотография готова сразу после нажатия на кнопку. Более того, не требуются знания основ экспозиции — для получения снимка камера сама подбирает параметры и фотография достойного качества получается в автоматическом режиме.
Особенность третья
Каждый — фотограф, зритель и критик.
Доступность фотокамер и их наличие в мобильных телефонах даёт возможность каждому стать фотографом. Социальные сети предоставляют аудиторию зрителей и место для критики чужих фотографий. В этом парадокс фотографии: каждый — фотограф, зритель и критик. Сложно представить другой вид творчества, где возможно совмещать три роли в одном лице.
Особенность четвёртая
Фотография имеет свой визуально-повествовательный язык.
Выборочная фокусировка, ограниченный динамический диапазон, размытие движением, глубина резкости и т. д. Эти элементы призваны управлять вниманием зрителя и создавать иллюзию объёмного изображения. Фотография вызывает доверие зрителей из-за её поразительного сходства с реальностью. Редко допускается мысль о ретуши или других манипуляциях с изображением.
Что делает фотографию хорошей
Критерии оценки фотографии
Композиция
Родни Смит. Реклама BMW
Главный герой фотографии (одушевлённый или нет) выбирается автором. Располагая второстепенные элементы по композиционным правилам, фотограф акцентирует внимание зрителя на выбранном герое. Программируется порядок просмотра изображения. На что обратить внимание в первую очередь, во вторую и т. д. Однако опытный фотограф может умышленно пренебречь правилами для достижения задуманного эффекта.
Реакция зрителя
Дэвид Лашапель. Портрет Анджелины Джоли.
Фотография призвана вызывать эмоциональную реакцию. Причём эмоция не всегда будет позитивной. Существует три категории, к которым обращаются визуальные медиа (кино, телевидение, фотография) — секс, страх, смех. При просмотре хороших свадебных фотографий невольно улыбаешься, социальная фотография вызывает сочувствие, рекламная фотография — желание обладать.
Наличие смысла
Себастио Сальгадо. Канадские пожарные тушат нефтяные факелы в Кувейте.
По способу восприятия фотография похожа на музыку, напрямую воздействующую на органы чувств. По способу повествования — на литературу. Фотограф общается с аудиторией через фотографии, рассказывает истории. Поэтому чем интереснее история, тем интересней фотография. Рассматривание хорошей фотографии — многоплановый опыт. Это и визуальное восприятие, и трактовка изображения с точки зрения символов и метафор, на которые указывает автор. Зрителю нравится совершать открытия. Слишком простая фотография хуже чересчур завуалированной. Первая — оскорбление зрительского интеллекта.
Понимание контекста и влияние предшественников
Энни Лейбовиц. Реклама сериала «Клан Сопрано».
Сделать фотографию проще, имея представление о том, что уже было сделано в этом жанре признанными предшественниками. Кроме этого, важно разбираться в текущих тенденциях и знать ярких представителей жанра.

Вспомните, как на занятии мы разбирали эту фотографию Энни Лейбовиц и безошибочно определяли роли и связи между героями. Это и есть понимание контекста при создании изображения.

Как происходит фотосъёмка

Фотосъёмки делятся на спланированные и спонтанные. Спланированные съёмки начинаются с длительной подготовки: обсуждение идеи, подбор моделей, образов, выбор световой схемы. При съёмке фотограф вмешивается и даёт инструкции модели. Сюда относится свадебная, рекламная, предметная фотография.

В спонтанных съёмках невозможно прогнозировать развитие событий, исключается вмешательство фотографа в процесс. В первую очередь это репортаж и документальная фотография, в некоторой степени пейзаж.

Несмотря на различия, оба типа съёмок реализуются схожим образом.
Идея
То, как фотограф хотел бы снять предлагаемый сюжет. Рождается в голове автора и уточняется на следующих этапах работы.
Изучение контекста и подбор референсов
Изучение того, что уже было снято на эту тему. Как другие авторы решали технические и композиционные задачи.
Планирование
В спланированных съёмках прописывается максимум параметров: место, время, используемый свет, модели, одежда и т. д.

При подготовке к съёмке свадьбы фотограф выезжает на место регистрации и прогулки, оценивает освещение. Обсуждает с оформителями расположение декора. Даже даёт рекомендации по стилю.

В репортажных съёмках фотограф не имеет возможности влиять на ход события, но предварительно изучает план помещения. Уточняет у PR-службы маршруты передвижения и точки съёмки. Запоминает, как выглядят ключевые персоны, которых необходимо запечатлеть.
Съёмка
Спонтанная и спланированная съёмка требуют разных навыков. Работая в студии над портретом, фотограф вносит коррективы после каждого дубля, пока результат не будет удовлетворительным. Переставляет освещение, добивается от модели нужной эмоции, положения тела. При спланированной съёмке возможные ошибки и помарки устраняются дубль за дублем.

Спонтанная съёмка требует от фотографа способности предвидеть развитие ситуации и вовремя занять удачную точку съёмки. Скорее всего, для второго дубля шанса не будет. При этом фотограф должен оставаться незаметным и не привлекать к себе внимания, действовать быстро.

На этом этапе принимаются решения о композиции каждого кадра и световых схемах.
Обработка
Полноценный и неотъемлемый этап фотосъёмки. Изображения обрабатывались с первых дней фотографии. На негативах дорисовывали или стирали объекты. Коллажированием и перефотографированием негативов совмещали разные изображения. После съёмки получается полуфабрикат. Фотография требует минимального вмешательства для правки яркости, контраста, насыщенности. После этого этапа фотография готова предстать на суд зрителей.
Вопросы для оценки фотографии
1
Какого эффекта хотел добиться фотограф или что он хочет сообщить зрителю?
2
Какими техническими и композиционными средствами он это сделал?
3
Удалось ли ему реализовать замысел?
Вспомогательные вопросы:
1
К какому жанру относится снимок?
2
Присутствует ли постановка (спланированная съёмка) в кадре или это спонтанный (репортажный) снимок?
3
Предназначение фотографии: реклама/коммерческая фотография, репортаж, художественный снимок?
4
При каких обстоятельствах сделан снимок?
5
Какие технические и композиционные приёмы использовал фотограф?
6
Есть ли у фотографа очевидный стиль съёмки?
7
Хватает ли вам информации для понимания снимка?
Домашнее задание
Разбор чужих фотографий помогает в создании собственных. Это как разгадать рецепт блюда шеф-повара. Конечно, одного рецепта для успеха недостаточно, потребуется практика, но готовить с ним гораздо проще, чем экспериментировать наугад.

В этом задании предлагается написать эссе в свободной форме об одной из предложенных фотографий. Используйте вопросы, указанные выше, как вспомогательные. Постарайтесь ответить на них в тексте.

Форма для отправки под фотографиями.

Жанры фотографии

Жанров фотографии много, перечислять все долго, утомительно и бессмысленно. Основные возможности современной фоографии закрываются следующими жанрами.
Пейзаж
Майкл Кенна
С этого жанра начинается история практического применения фотографии. Первые снимки требовали длительной выдержки для фиксации изображения, поэтому съёмка подвижных объектов была невозможна. Зато прекрасные виды далёких стран, запечатлённые в фотографиях, приобрели огромную популярность.

Фотографы заимствовали сюжеты в живописи, подбирали удачное освещение и точки съёмки. К поиску оригинальных решений подталкивали технические ограничения. Чёрно-белое изображение требовало уникального подхода к выбору сюжета. Погоня за красотой в пейзажной фотографии никогда не прекращалась. Сегодня, в век цифровой цветной фотографии, недостаточно просто нажать на кнопку, оказавшись в красивом месте. Зритель по-прежнему ждёт «wow-эффекта».

Архитектурную фотографию считают частным случаем пейзажной съёмки. Границы между этими жанрами сильно размыты. Если на ландшафте располагаются строения, то самые впечатляющие из них (соборы, египетские пирамиды) станут главным элементом и отправной точкой композиции.
Портрет
Арнольд Ньюман. Композитор Игорь Стравинский.
Портрет это некоторое соглашения между моделью и фотографом. Модель желает получить идеализированный образ, лучше, чем в жизни. Именно в этом жанре фотограф демонстрирует навыки приукрашивания действительности. Владение светом, знание анатомии, умение вести разговор и манипулировать моделью – вот главные навыки портретного фотографа. Во время коммерческой съёмки цели модели и фотографа совпадают.
Репортаж и документальная фотография
Эдди Адамс. Казнь в Сайгоне.
Фоторепортёры главной миссией видят не информирование о текущих событиях, а возможность изменить будущие события в политическом и социальном плане. Нет однозначного ответа на вопрос, возможно ли фотографиями жестокости и страданий что-то изменить. Но сам факт дискуссий говорит о важности и нужности этой работы.
Реклама
Ги Бурден
Природа этого жанра исключительно коммерческая. Основное назначение — продавать. Гигантская индустрия моды и бюджеты делают фэшн-фотографию популярной и открывают безграничные возможности для талантливых фотографов. Однако творческие замыслы фотографа часто сталкиваются с интересами главного редактора, второй всегда побеждает.
Экскурс в историю фотографии
Дополнительные материалы для самостоятельного изучения
comments powered by HyperComments