24 мая 2018

Как технологии разрушают
мифы в фотографии
Впечатления от Nikon Z6

В последней поездке в Грузию со мной на тесте была беззеркалка Nikon Z6. Спасибо ребятам из магазина SHX.RU за эту возможность. Всего за неделю использования эта камера разрушила несколько мифов о беззеркалках, существовавших в моей голове.
На заре своего появления фотография была довольно сложным ремеслом: нужно было разбираться в оптике, химии, производить математические расчёты перед каждым снимком. Это препятствовало многим по-настоящему творческим людям показать своё видение мира. Постепенно технология фотосъёмки становилась проще, но самые радикальные изменения произошли в наше время, когда фотография стала доступна всем и каждому благодаря смартфонам.

Но и развитие цифровых камер происходит стремительно. Всего десять лет назад появились первые беззеркальные камеры. Сперва их воспринимали как любительские игрушки с маленькими матрицами, высоким энергопотреблением, медленным автофокусом и прочими недостатками. Это сформировало как минимум два мифа: зеркалки — круто и для профи, беззеркалки — дорогие игрушки для любителей. До сих пор в дискуссиях на форумах можно встретить пророчества: вот когда увеличится ёмкость аккумуляторов, тогда и посмотрим; вот когда увеличат скорость фокусировки, тогда и поговорим; вот когда будет фулфрейм тогда и посмотрим. Ребята, это будущее уже наступило.
Nikon Z6 1/100 f/10 ISO 100
О фокусировке
15 лет назад, когда я только начинал фотографировать, у камер было порядка пятидесяти точек фокусировки, но по факту снимать можно было только центральной. Остальные работали медленно и неточно. Тогда у меня и появилась привычка фокусироваться центральной точкой на нужном объекте, блокировать кнопкой фокус и строить композицию. За годы практики сформировался миф, что функция автоматического выбора точки фокусировки абсолютно бессмысленна.

Результат работы автоматического выбора точки фокусировки на Nikon Z6 был ожидаемым — камера фокусируется быстро и точно, только не туда, куда нужно. Предугадывать мой замысел камера пока не научилась. Но стоило включить трекинг по лицу, как вся эта автоматика обрела смысл. Автофокус цепко и точно выхватывает лицо и ведёт его без промахов даже при быстром движении навстречу. Теряя лицо за преградой, камера мгновенно наводится на него при появлении в поле зрения. Это действительно впечатляет. Ещё месяц назад я и представить не мог, что позволю камере определять, куда наводиться на резкость.
Конечно, нельзя сказать, что скорость и точность фокусировки — это что-то феноменальное для современных камер. При хорошем освещении все показывают себя с лучшей стороны. Самое интересное начинается в сумерках. Да, скорость фокусировки падает, но не критично. Если отказаться от автоматической зоны и трекинга по лицу, управлять выбором точки фокусировки вручную, то потери во времени минимальны.
В Z6 используются две системы фокусировки: фазовая (как и в зеркалках она быстрее) и контрастная (она точнее). По логике сначала камера грубо, но быстро наводится за счёт фазовых датчиков, а затем подгоняет точность контрастным способом. Для работы фазового датчика в недостаточном освещении включается лампочка подсветки фокусировки. Проблема в том, что эта лампочка расположена совершенно не на месте. Она постоянно закрывается пальцем (а если снимать вертикальный кадр, то перекрывается рукой полностью) и толку от неё нет. В результате я отключил её и использовал только контрастную фокусировку. Чуть медленнее, зато точно и с первого раза.

Nikon Z6 1/320 f/7,1 ISO 100
О картах памяти
Я настоящий параноик на тему резервного копирования. Страшилки с форумов об умерших картах памяти, унёсших с собой все фотографии, вызывали во мне лёгкую панику. Для свадебного фотографа потеря снимков с торжественной регистрации может обернуться потерей работы. Этот страх сформировал ряд привычек. Во-первых, я стал использовать карточки маленького объёма. Если что-то и случится с одной карточкой, то это будет не вся съёмка. Во-вторых, я стал носить с собой ноутбук, чтобы скидывать отснятый материал на диск в перерывах на съёмке.
Тем не менее когда появились камеры с двумя слотами, я так и не купил одну из них, хотя и считал, что это профессионально и правильно. Возможно потому, что эти истории с форумов сильно противоречили моему опыту. За 15 лет у меня был всего один случай, когда данные были утеряны, но это случилось исключительно по моей вине. В спешке я перепутал карты памяти и отформатировал ту, на которую только что снимал. С тех пор я форматирую карты перед съёмкой и никогда не удаляю ничего в процессе. Но сами карточки памяти (я использую Lexar и SadDisk) ни разу меня не подвели. При этом карты с каждым годом становятся не только дешевле и больше по объёму, но и надёжней.

Я не сильно обрадовался одному слоту в Nikon Z6 и скептически отнёсся к формату XQD. Но почитав обзоры этого формата, понял, что определённая логика в этом решении есть. Если кратко, то формат XQD стал более надёжным за счёт прочного корпуса и устойчивости к скачкам напряжения при подключении и отключении карты — самыми опасными моментами для данных. При этом карты XQD супербыстрые и компактные. Один слот позволяет быстрее разгружать буфер и увеличить скорострельность камеры. У Z6 это 12 кадров в секунду, как и у флагмана Nikon D5.
Однако мне не удалось найти статистику по поломкам и отказам XQD карт. Часто встречающаяся формулировка «вероятность отказа близка к нулю» как бы намекает, что по факту вероятность 50/50. Может помереть, а может и нет. В этом смысле решение Sony использовать два слота для SD карт по-прежнему выглядит более профессионально. Короче, тут не однозначно. В качестве успокоения для параноиков можно бэкапить важные съёмки через Wi-Fi, который есть в камере. Правда, придётся пожертвовать ресурсом аккумулятора.

Кстати, полного заряда мне хватало на день в режиме тревел-съёмки с использованием Wi-Fi для публикации в Instagram. Во время коммерческих съёмок темп увеличивался, и аккумулятора только-только хватало на 3-4 часа работы. У меня был один аккумулятор, выручала возможность зарядки через USB-кабель от повербанка.
Nikon Z6 1/125 f/4 ISO 100
О светосильной оптике
Начав снимать портреты, я сменил парк зум-объективов на фиксы. Основной причиной была более открытая диафрагма, мне хотелось получать мягкие портреты с размытым задним планом, красивое боке, воздух и вот это всё, за что мы любим светосильную оптику. Но до меня быстро дошло, что фотографии на открытой дырке — самые скучные. Пожалуй, это хорошо работает в крупных портретах, но для портрета в среде, репортажа, съёмки в путешествии или стрит-фотографии нужно прикрывать диафрагму. Изображение получается многослойным и интересным. Как только я осознал кайф закрытой диафрагмы, преимущества светосильных фиксов стали не так уж очевидны.

Вместе с камерой на тесте был новый объектив для байонета Z Nikon 24-70 f/4. Самый универсальный диапазон фокусных расстояний. На широкий угол можно снять пейзаж, на 35 отлично снимать стрит, на 70 можно получить хороший портрет. Вместе с тем, диафрагмы f/4 достаточно для того, чтобы получить мягкое размытие заднего плана и звенящую резкость на объекте съёмки. Ложка дёгтя — виньетирование на открытой диафрагме.
И ещё одна особенность, которая меня раздражала, — блокиратор на объективе. Чтобы привести камеру в боевое состояние, нужно включить тушку и повернуть кольцо зуммирования объектива в рабочее положение, только после этого можно снимать. Этот замок несколько раз портил мне кадр: смотришь в видоискатель, а там предупреждение, пока соображаешь в чём дело, момент упущен. Зачем это нужно — непонятно, видимо, чтобы выиграть два сантиметра в сложенном состоянии.

Nikon Z6 1/25 f/4 ISO 1100
ISO
На моей первой полнокадровой зеркалке Nikon D700 было возможно снимать на ISO до 3200, дальше качество стремительно падало. В ситуациях слабого освещения от смаза спасала только открытая диафрагма. На Nikon Z6 можно снимать со значением ISO в 16000, да крошка есть, но это не критично. Зернистость всегда была характерным свойством фотографии. В плёночные времена это были кристаллы эмульсии, которые, конечно, выглядят более художественно, чем цифровой шум. Но у меня есть простой рецепт стилизации шумной картинки. В первую очередь нужно избавиться от самого мерзкого цветного шума, который выдаёт цифровую природу снимка. Затем поверх изображения я накидываю декоративное зерно — это делает структуру цифрового шума неоднородной и приятной глазу.
Как стилизовать цифровой шум
под плёночный
Избавиться от цветного шума
На вкладке Detail выставить бегунок Color на значение 100, это уберёт цветную крошку с изображения. Бегунок Luminance сглаживает изображение, но двигать его нужно аккуратно — чем выше его значение, тем сильнее падает детализация изображения.
Добавить декоративное зерно
На вкладке Effects в разделе Grain настроить параметры зерна. Бегунок Amount регулирует количество добавляемой крошки. По моему опыту оптимальное значение, когда фактура зерна видна, но не слишком активна, находится в диапазоне от 15 до 25. Бегунок Size определяет размер крошки, оптимально 20-30. А параметр Roughness определяет распределение крошки, от упорядоченной структуры до более хаотичной.
Небольшой совет: для файлов, экспортируемых в небольшом разрешении, стоит выбирать меньшие значения Amount и Size.
Главная проблема на высоких ISO не появление шума, а падение детализации. И раньше это было действительно заметно. Но взгляните на 100% кроп предыдущего снимка: каждый волос, реснички — всё читается прекрасно. На моём Nikon Df (матрица аналогичная D4) на 12800 уже каша.

В дополнение к широкому диапазону ISO на Z6 есть стабилизация изображения на матрице. Статичные сюжеты можно снимать с рук на выдержке в 1/8, наличие штатива для вечерних пейзажей становится не такой уж обязательной опцией.

Nikon Z6 15 сек (с рук) f/22 ISO 100
О мегапикселях
Самый большой пузырь, раздутый маркетологами, — количество мегапикселей камеры. На курсах по основам фотографии я постоянно сталкиваюсь с новичками, у которых существует чёткая ассоциация: больше мегапикселей — круче камера. Но это не совсем так, даже совсем не так. Мегапиксели важны в двух ситуациях: когда нужно распечатать изображение большого формата (и это не 20 на 30 сантиметров, а хотя бы от метра по длинной стороне), или когда важно увеличить детализацию изображения, например, для съёмки ювелирных украшений.

Первая причина просто не актуальна в 21 веке. Большая часть снимков оседает в Instagram, фотографии если и печатают, то размеры не превышают формата А4. В 2015 году мы с Ильясом Фархутдиновым снимали проект molotov4145.ru. Это была уличная выставка портретов ветеранов с их воспоминаниями. Я снимал на 16Мп, а Ильяс на 36Мп. За счёт грамотного препресса мои снимки легко растянули до размера полтора на один метр в печати. Разницу в деталях между 16 и 36 мегапикселями можно было разглядеть, только подойдя к снимку вплотную, но такие форматы не рассматривают в упор. Зритель всегда на удалении минимум метра и с такого расстояния отличить было невозможно.
Поэтому мне интересен именно Nikon Z6 с 24Мп, а не Z7 с 45Мп. Семёрка очень специфичная камера для узкого круга фотографов, которые точно знают, зачем переплачивать сто тысяч рублей за дополнительное разрешение. Более того, в меньшем количестве мегапикселей есть определённые преимущества. Меньший вес файлов, а значит можно использовать карты меньшего объёма и меньше дисков для архива. Мой Macbook прошлого поколения легко ворочает 24Мп RAW–файлы, а c 45-мегапиксельными начинает тупить. Ну и скорострельность камеры выше, 12 против 9 кадров в секунду.
Nikon Z6 1/80 f/4 ISO 2200
Резюме
У Nikon получилась очень хорошая беззеркальная система. С точки зрения эргономики всё просто отлично. У Z6 очень удобный хват, рукоятка перекочевала от зеркальных камер практически в неизменном виде.

Корпус собран хорошо, выглядит очень надёжно и тактильные ощущения приятные. Кнопки и переключатели фиксируются чётко, но без чрезмерного усилия. На мой взгляд, эргономика один из ключевых параметров при выборе камеры. Во-первых, технически камеры в одном ценовом сегменте относительно равны. Да, где-то лучше одно, а где-то другое, но так или иначе прогресс всех уравнял. Во-вторых, от удобства инструмента зависит гораздо больше, чем от его технических возможностей. Если камера раздражает и её не хочется брать в руки, она будет пылиться на полке.
К фирменной эргономике Nikon добавили передовые технологии. С первого взгляда поразил электронный видоискатель — неотличим от оптического. Даже лучше. Отклик без лагов, плюс можно вывести дополнительную информацию, например, гистограмму. Надёжные и быстрые XQD карты, разумное количество мегапикселей, быстрая и точная фокусировка, стабилизация изображения, высокие ISO и компактные размеры делают Nikon Z6 одним из лучших предложений на рынке. На момент написания поста расклад сил был таким.
Nikon Z6 1/4000 f/8 ISO 100
Сохранились и общие для беззеркалки болячки, которые всё ещё реальность, а не миф. При включении есть короткая задержка, камере нужны доли секунды, чтобы начать работу. После зеркалки, которая всегда в 100% готовности, это не привычно. Меньший запас аккумулятора, если рассматривать Z6 как рабочую, придётся покупать дополнительные. Для тревел и любительской съёмки можно обойтись повербанком.
Из индивидуальных особенностей уже упомянутая защёлка объектива и лампочка фокусировки, но в сущности это пустяк. Больше всего меня огорчил неповоротный экранчик. Я давно хочу начать вести влог (а кто нет?) и Z6 могла бы стать отличным инструментом. Стаб, компактные размеры и качество картинки, но как снимать себя без экрана? Мне кажется, Nikon потеряли большой сегмент с таким решением.

В итоге я рассудил так — переход на беззеркалки неизбежен. Для меня переход с Df на Z6 вполне логичен. Практически тот же вес и габариты, но куча дополнительных плюшек. А главное, более простой подход к процессу съёмки, за счёт возможности определения экспозиции визуально. Можно меньше думать о кнопках и интерпретации показаний экспонометра и всё внимание сосредоточить на содержании снимка.