7 советов начинающему фотографу

инструкции
Твои первые 10 000 снимков самые худшие

— Анри Картье-Брессон
Невролог Даниель Левитин пишет: «Из многочисленных исследований вырисовывается следующая картина: о какой бы области ни шла речь, для достижения уровня мастерства, соразмерного со статусом эксперта мирового класса, требуется 10 000 часов практики».

10 000 часов — это 416 дней непрерывного времени, или 10 лет занятий по 3 часа каждый день. Действительно много. Если посвящать одному делу столько времени, то почти наверняка вы станете специалистом.

Мои первые 10 000 кадров далеко позади, а от экспертных 10 000 часов пройдена примерно половина. И я думаю, Брессон прав. Никто не захочет показывать первые снимки по прошествии десяти лет.

В начале пути мы все бываем в сомнениях и в поиске ключа, секретного знания, которое сделает нас по-настоящему крутыми. Стремление стать лучше — огромный импульс и мотивация, благодаря которой мы переживаем начальный период и не отказываемся от любимого дела, несмотря на разочарования.

Анализируя свой опыт и наблюдая за студентами на курсе «Основы фотографии», я собрал список самых больших ошибок, которые можно совершить в начале карьеры фотографа. Надеюсь предостеречь вас от этих ловушек, чтобы вы сохранили веру в себя и энергию для движения вперёд.

1
Запаситесь терпением и отвагой
Когда только начинаешь изучать фотографию, всё кажется новым, полезным и хочется впитывать информацию быстро, чтобы уже завтра быть лучше, чем сегодня. Хочется сразу не допускать ошибок в настройках камеры, правильно выбирать освещение. Вы думаете: «Я выгляжу как новичок, когда всё время нажимаю эти кнопки и туплю над камерой». Да, так и есть. И это нормально. Новые знания и навыки не усваиваются за один день, нужно время. И ошибки будут случаться. Лучше потратить на подбор настроек ещё несколько секунд или даже минут, но действовать спокойно и сконцентрировано. Это также лучше, чем бездумно шлёпать затвором, потеть, нервничать и получать не тот результат, которого вы ожидаете. Скорость придёт позже. Ваша цель вначале — качество.

Не спешите, изучая основы, какими бы лёгкими они вам ни казались. Убедитесь, что действительно понимаете и можете сами объяснить, как это работает. В фотографии, как в любом ремесле, мастерство приходит через руки. Находите время для практики, чем больше, тем лучше. Чем быстрее вы снимите свои 10 000 кадров, тем быстрее перейдёте на новый уровень. И пожалуйста, не бойтесь ошибок. Всегда помните: вы не пилот или врач, в ваших руках нет жизней людей. Когда вы ошибаетесь, ничего не происходит. Кроме того, что у вас появляется шанс узнать нечто новое.

2
Вкладывайте в развитие, а не технику
Конечно, мы любим фотографию из-за красивых кадров, которые заставляют нас грустить, радоваться, размышлять, восхищаться. Но фотография — это и техника, технологичные современные камеры. Реклама обещает, что фотокамеры сами будут делать отличные снимки. Мы подсматриваем, какой техникой снимают наши кумиры и думаем, что обладая этим оборудованием, сможем приблизиться к ним. Всё это обман и очень опасные ловушки.

Это можно сравнить с гоночными автомобилями. В болиде Формулы 1 нет системы курсовой устойчивости, ассистента парковки, ABS и прочей электроники, которая не даёт вам убить себя на дороге, если вы совершили ошибку. Напротив. Чтобы управлять болидом на высокой скорости, вам нужны специальные навыки, годы тренировок и отличная физическая форма.

Также и с камерами, хотя они не так опасны. Чем камера более наворочена, тем больше знаний и опыта потребуется, чтобы выжать из неё максимум возможностей. Начните с того, что у вас уже есть. Сфокусируйтесь на восприятии, чувстве композиции, других вещах, связанных с фотографией. Дорогое оборудование не то, что вам нужно, когда вы только начинаете.

3
Перестаньте зумировать — двигайтесь!
Зум объектив незаменим при съёмке репортажа и сильно облегчает жизнь профессионалов. Но в этом упрощении таится опасность для начинающих фотографов. Впервые беря зум в руки, его начинают использовать для получения более крупного изображения. Однако при зумировании меняется не только крупность объектов в кадре, но и перспектива. Осознать все изменения получается не сразу. Научиться замечать эти изменения лучше на фикс-объективах, с одним фокусным расстоянием.

И если уж вы решили пренебречь предыдущим советом и раскошелиться на оборудование, то я рекомендую приобрести объектив с фиксированным фокусным расстоянием (например, 50 мм). Фикс заставит вас двигаться, подходить и отходить, и во время перемещения вы заметите, как меняются связи между предметами на переднем и заднем плане. Кроме этого, от постоянной смены точки съёмки фотографии становятся разнообразными.

Зум объектив можно представить, как переключатель между разными фокусными расстояниями. Для выбора нужного существует множество разных правил, не только крупность и кадрирование изображения. Научившись работать с фиксом в 50 мм, вы без труда освоите и другие. Запомните: в поиске наилучшей точки съёмки фотограф должен быть в непрерывном движении.

4
Забудьте про автоматические режимы
Собственно, заголовком всё сказано :-) Авторежим — уже ошибка. Он обещает сделать всё сам и выдать хороший результат. Однако это произойдёт только случайно. Дело в том, что камера не знает, какой результат вы хотите получить. Она исходит из неких усреднённых предпочтений, а это не то, что вам нужно. Только контролируя диафрагму, выдержку и ISO можно быть уверенным в получении нужного результата. Пока вы не откажитесь от автоматического режима, фотографии не станут лучше.

Ещё большее зло — автоматический выбор точки фокусировки. Важно не путать: автофокус — хорошо, вы нажимаете кнопку спуска затвора наполовину, и камера наводится на резкость. Но куда именно она наводится, зависит от выбранной точки фокусировки. Камера никогда не знает, на что вы хотите обратить внимание зрителя. Это исключительно ваша задача и привилегия — решать, какую часть кадра сделать резкой.

Да, это занимает чуть больше времени, но вернитесь к первому пункту.

5
Не используйте вспышку
Как часто в тёмное время суток я наблюдал сцену, когда туристы, фотографируя здания или горы, сверкали встроенными в камеру вспышками. А когда они видели результат, на их лицах выражалось явное недоумение. Это просто не сработает. Как бы вы ни старались.

И даже если вы не окажетесь в такой ситуации, рано или поздно все пытаются снять хорошую картинку, используя встроенную в камеру вспышку. Ещё раз, это не сработает. Встроенная вспышка как «аварийная лампа». Сгодится, чтобы снять что-то в полной темноте и если объект достаточно близко. Снимать с дополнительным освещением полезный и важный навык, но он требует изучения и погружения в тему.

Если вы в начале пути, я советую полностью отказаться от вспышек и научиться правильно работать с доступным освещением. Позже вы изучите, как работать с импульсным и комбинированным светом.

6
Учитесь обрабатывать снимки
Существует досужее мнение, что фотография должна получаться внутри камеры полностью готовой. Будто обработка — нечто чуждое. Однако ретушь появилась через десять лет после изобретения фотографии и с этого момента обработка стала неотъемлемой её частью.

Да, конечно, хороший фотограф старается сделать снимок максимально качественным ещё при съёмке. Он думает о композиции, гармоничных цветах в кадре, освещении, позе модели. Уже во время съёмки он исправляет всё, что можно. Хороший фотограф, прежде всего, знает, как работать со светом, потому что изменить светотеневой рисунок не так-то просто.

Тем не менее, любая фотография, в той или иной степени, нуждается в обработке. В плёночные времена правильная проявка и печать были не менее важны, чем съёмка. Профессиональные лаборанты ценились фотографами. Во время проявки и печати усиливали контраст, яркость изображения, скрывали или удаляли детали изображения. Большая ошибка думать, что «в прошлом всё было лучше, снимки были правдивы и не обрабатывались». Это просто неправда.

Обработка в Lightroom, или другом редакторе, необходима для расстановки световых акцентов, сбалансированности цветов и удаления отвлекающих деталей. Такой вид редактирования всегда был частью фотографии. То, что выходит из цифровой камеры — сырая картинка, как плёночный негатив, который ещё не закончен.

7
Не усложняйте сюжет
Частая ошибка начинающих фотографов — избыточное количество деталей в снимке. В стремлении показать как можно больше, усложнить сюжет, в кадре помещают лишних людей и посторонние предметы, не относящиеся к мотиву. Всё это отвлекает зрителя от основного сюжета. Воспринимайте каждую фотографию как предложение. Сложносочинённое предложение, с большим количеством вложенных мыслей, уточнений, воспринимается сложно. Простое предложение — легко. Чем меньше отвлекающих деталей в изображении, тем лучше зритель воспринимает фотографию.

Справедливости ради нужно заметить, что многоплановые фотографии с большим количеством деталей привлекают внимание, их интересно рассматривать. Но чтобы овладеть мастерством визуального рассказа, нужно научиться рассказывать простые истории. Постепенно усложняя свои фотографии. Поэтому, если вы хотите включить в снимок несколько идей, сюжетов или смыслов, разбейте фотографию на серию кадров с одной идеей в каждом. Позже начнёте увеличить количество информационных слоёв, добавляя в фотографию детали на разных планах. Тогда вы узнаете, что ни одна часть снимка «великих старых мастеров» не была случайна, всё тщательно планировалось.
~
Пожалуйста, не воспринимайте эти советы, как прямое руководство к действию. Задумайтесь о личном опыте. Проанализируйте, как и что вы делаете сейчас, и какие навыки хотите улучшить. Уверен, вы найдёте идеи, которые откликаются вашим желаниям и их захочется применить. Пробуйте и наблюдайте за изменениями. Я буду рад, если мои рекомендации упростят ваше движение.

Давайте продолжим этот список и поможем другим учиться на ваших ошибках. Расскажите, с какими заблуждениями приходилось сталкиваться вам?
comments powered by HyperComments